Найти тему
Гипермышление

Чем же работа головой отличается от работы руками?

Продолжаем разговор о том, как сделать свою работу эффективнее. Сразу задам контекст, который для большинства из нас "белых воротничков" 21-го века является очевидным.
А. Мы все больше и больше заняты умственной работой;
Б. Работа все больше носит проектный характер, т.е. она уникальна по ожидаемому от нас результату, и часто уникальность касается самого процесса ее выполнения;
В. Работа все больше и больше носит групповой характер! Это не только взаимодействие с другими людьми (
работа в группе), но и работа группой, когда несколько человек одновременно(!) решают одну(!) задачу.

Ну и когда все точки над "Ё" расставлены можно вернуться к постановке вопроса, поставленного в заголовке этого выпуска. (прошлый выпуск можно прочитать здесь)

Традиционная фотография из сериала "Белые воротнички":
Встречаются как то два менеджера в туалете и один другому говорит:
- Знаешь Джон, чем отличаются белые воротнички от голубых?
- Нет, Уильямс, расскажи.
- Дело в том, что мы по разному моем руки.
- Не понял, поясни?
- Мы моем руки посте туалета, а вы перед этим.
Традиционная фотография из сериала "Белые воротнички": Встречаются как то два менеджера в туалете и один другому говорит: - Знаешь Джон, чем отличаются белые воротнички от голубых? - Нет, Уильямс, расскажи. - Дело в том, что мы по разному моем руки. - Не понял, поясни? - Мы моем руки посте туалета, а вы перед этим.

Как я уже писал в прошлом выпуске, умственную работу можно классифицировать на три вида: аналитическая, управленческая и творческая. И если физическая работа уже удел машин, поточных линий и роботов, то умственная работа кто-бы и что-бы не говорил останется уделом человека. Если конечно под работой мы понимаем JOB, а не WORK.

Для справки:
Job - это работа как сфера ответственности, как гарантия получения результата, способность среагировать на ситуацию и дойти к намеченной цели не смотря ни на что.
Work - это работа как деятельность, как способность решать поставленные задачи следуя заданному алгоритму или без оного. Здесь больше человеческих рук, чем мозгов.

А потому проведем сравнительный анализ умственной и физической работы и попробуем разобраться в их отличии. Что большинство концепций менеджмента начала прошлого 20 века, подразумевало и исследовало управление именно людьми выполняющими физическую работу.

Научный подход Ф.Тейлора;
Принципы производительности Г.Эмерсона;
Административный подход А.Файоля;
Правила как надо работать А.Гастева;
Правила организационной работы П.Керженцева;
Школа человеческих отношений Э.Мейо;
Идеальная организация М.Вебера;

И эти самые концепции попав на страницы учебников оставили неизгладимое впечатление на нескольких поколениях менеджеров, которые уже достигли корпоративных высот.

Конечно в середине 20-го века произошел сдвиг парадигмы от управления по задачам к управлению по целям (MBO), но эта волна только только начинает докатываться на наш российский управленческий берег. И анализ различий умственной и физической работы будет небольшим отголоском этой волны.

Метод использованный для анализа отличий и упаковки их в матрице 3х3 описан в книге "Гипермышление" (узнать больше здесь).

Итак, что есть такое работа? Я не буду форисейничать или учить вас работать (это прекрасно сделали гуру менеджмента сто лет назад), а потому сразу перейду к отличиям умственной работы от физической.

Раз! Умственная работа незаметна для окружающих! Когда вы работаете у других может сложится впечатление что вы ничего не делаете, а просто сидите и смотрите в окно, или ходите по комнате, или грызете карандаш.

Умственную работу порой не может заметить сам исполнитель?! Для ее осознания и понимания нужны отдельные практики, например рефлексия, разбор полета или визуализация, если работа в группе.

В связи с этим целый уровень традиционного менеджмента - supervisor, оказывается не у дел. Незачем более смотреть, разве что устраивать допросы с пристрастием. Но не смотря на это функцию контроля никто не отменял.

-2

Итак, мы заполнили один из элементов (слотов) нашей матрицы, осталось еще восемь! Едем дальше. размышляем и фиксируем результаты нашего анализа и умственного эксперимента.

Два!! Умственной работе предшествует постановка задачи. Собственно как и физической, только вот постановка идет не в формате work (что делать или что сделать), а в формате job (что достичь и кому помочь). Это позволяет оставить свободу для маневра, для принятия решений, для проявления интеллекта исполнителя. Так как если задача формулируется от и до, то вся умственная работа уже выполнена. Не думай, бери и делай. Поэтому вместо постановки "задачи", я бы поделился информацией, поставил знак "?", или рассказал о своей цели. (Все ситуационно и зависит от того, представитель какого направления умственной работы перед нами: аналитик, менеджер или креативщик.

Три. Неосознанный результат теряется! Жестоко, но это так. Похоже на детектив какой-то, когда улика, которую вы не заметили не может ни как вам помочь в расследовании, даже если вещдок у вас в руках. Получается что вы проделали много умственной/интеллектуальной/экспертной работы, и не можете понять что-же в итоге вы получили. Что именно нужно зафиксировать? Какая в этом ценность? И вот здесь интерпретация результата - может стать той самой настоящей интеллектуальной работой, а не то, что вы подумали или придумали.

Четыре. Есть хорошие новости для тех, кто любит измерять работу, вводить разного рода показатели, KPI, оперировать цифрами и сводить их в таблицы. Умственную работу можно все-таки измерить, но по части ее затратной части: время, степени внимания, психическое и умственное напряжение. Также можно посчитать количество гипотез, идей, выводов или озарений, но тут просьба не увлекаться, и помнить, что все это это затраты, а не результат!

Пять. Еще одним отличием умственной работы от физической является концентрация умственных усилий, их сфокусированность в решающем моменте, тогда как физическая работа подразумевала определенную ровность и ритмичность, чтобы сохранить силы на весь рабочий день.

Шесть. Ценность умственной работы не зависит от работника. Точнее зависит, но в большей степени эта самая ценность проявляется на масштабе применения этого самого результата умственной работы. Если вы реализовали улучшение на 5% в деревне, то улучшили жизнь ста человек, а если ваше изобретение используют сто миллионов человек, то эффект в миллион раз больше! Результат один, а эффект может отличаться в миллионы раз.

Семь. Еще одним важным отличительным моментом является то, что умственная работа вредна для организма! Она не только связана с сидячим образом жизни, искривление позвоночника, но и дает нагрузку на глаза. Психологическое и умственное напряжение вредно для нервной и сердечно-сосудистой системы. При офисном воздухе, режиме питания между делом, кофейным стимулированием активности, сдерживанием эмоций, а возможно и чувстве тревоги, не говоря о стресс-факторах, все это не способствует здоровому телу, крепкому духу и ясному уму.

Восемь. Процесс выполнения работы не линеен. Перефразируя классика: "В интеллектуальной работе нет прямой столбовой дороги, и только тот добивается ее вершин, кто без страха и устали берется за выполнение сложных интеллектуальных задач. Вызов принят, а дальше идет долгая умственная работа по обдумыванию нюансов, постановка вопросов, рассмотрения проблемы под разными ракурсами, вхождение в состояния безысходности, "неберущегося интеграла", чтобы в один прекрасный момент вас озарило! И это бросает вам следующий вызов... Круг замкнулся. Работать ровно получается, а вот выдавать дозированный, ровный результат - это вряд ли.

Девять. Собственно поиск отличий умственной работы от физической продолжается. Когда синий воротничок уходит с работы, отключает оборудование, гасит свет и приходит домой. Где он может спокойно почитать книгу, сделать поделку или собраться и поехать на рыбалку. Белый воротничок как правило забирает работу с собой. Ее нельзя просто выключить или оставить в офисе, она будет с вами дома и на отдыхе.

Итог: - та самая матрица 3х3

И когда вы заполните элементы матрицы наступает тот самый момент, когда результат умственной работы вы уже не потеряете! И всегда можете к нему вернуться и что-то изменить, дополнить.
И когда вы заполните элементы матрицы наступает тот самый момент, когда результат умственной работы вы уже не потеряете! И всегда можете к нему вернуться и что-то изменить, дополнить.

В заключение хочу отметить, что умственная деятельность накладывает другие требования к ее "менеджерированию", т.е. управлению процессом ее выполнения. Начиная с постановки цели, предвидения и планирования все нужно делать с расчетом на интеллектуальный потенциал и возможности сотрудников, которые могут решать управленческие задачи (они же тоже относятся к умственной работе) лучше вас. Отсюда вырастает идея самоуправляемых команд и иной организационной культуры...

Но об этом как-нибудь в другой раз. Пойду дальше организовывать свою умственную работу, рабочее место и время.

____
ИП