Тема, которая будоражит сознание самых разных любителей рыбалки каждую весну. Хотя в целом все увлечённые делятся на два лагеря. Одни придерживаются мнения, что запрет необходимость и его следует соблюдать. Другие решительно против, ссылаясь на опыт европейских стран, разгул браконьеров с сетями и слишком растянутые сроки.
Я решил высказать своё личное мнение по этому вопросу. Постараюсь сделать это максимально коротко.
Нерест.
Большинство видов обитающих в наших акваториях нерестятся весной. Исключение составляют лишь лососёвые. Их нерест проходит осенью. Нерест протекает не единовременно, а растянут. Разные виды нерестятся в разное время и разных местах водоёма. Кроме общего порядка последовательности, есть ещё и локальные климатические сдвиги. Они зависят от фактической погодной обстановки.
Помимо прочего в условиях достаточно крупного водоёма один и тот же вид тоже нереститься в разное время. Так для Финского залива характерно, что на южном побережье нерест уже прошёл, тогда как на северном ещё даже не начался. Первой обычно нерестится щука. Когда зубастая готова активно питаться, восстанавливать силы после нереста приходит «белая рыба», становясь лёгкой добычей хищницы. Последними нерестятся представители окунёвых. Собственно, сам окунь и судак. Этим, в частности, объясняется наиболее продолжительный запрет на ловлю последнего.
Очевидно, что в период нереста рыба локализуется в определённых местах и благодаря этому может стать лёгкой добычей для рыболовов. Однако в действительности ни один вид, занятый самым важным в своей жизни процессом продолжения рода, не реагирует на наши приманки так, как этого бы хотелось. Т. е. в момент нереста рыболов едва ли в может рассчитывать на большой успех. Активность рыбы часто предшествует началу нереста, либо происходит уже после. Спустя 1-2-3 недели. Вот в эти моменты рыбалка может быть достаточно удачной.
Учитывая отсутствие какие-то чётких дат нереста и локальные смещения, из года в год указанные в правилах сроки запрета охватывают существенно больший период времени.
Запрет и рыболовы любители.
Помимо запрета на ловлю рыбы (в правилах нет положения о возможности поймал-отпусти) существует так же и запрет на перемещение по акватории на моторной лодке. Если у вас на борту есть снасти. Если нет – вы уже не являетесь рыболовом в глазах инспектора и вопросов к вам нет.
С моей точки зрения этот вопрос не столько закона и правил, сколько самосознательности самих рыболовов. Ссылаясь на опыт скандинавов, где действительно никаких запретов нет, мы забываем тот факт, что в массовом сознании той рыболовной культуры давно принято брать рыбу по самому необходимому минимуму. Отпуская не только мелкую, но и самую крупную рыбу без оговорок. К сожалению, у нас это пока не происходит. И подавляющее большинство рыболовов стремятся забрать всё, что смогут поймать. Объясняя это порой самыми нелепыми причинами. В том числе и желанием «отбить» затраты на поездку. Я совершенно не против того, чтобы после рыбалки приготовить улов. Или привезти свежую рыбу домой. Более того, я считаю это гораздо лучше, чем покупать её в магазине, поддерживая разрушительный промышленный лов. Я лучше вовсе не буду есть рыбу, чем покупать её с прилавков.
Выходом из этой ситуации могло бы стать с одной стороны массовое осознание личного участия в процессах. Не важно, кто наносит больший или меньший вред. Важно, что делаю я! В тоже время понимая, что рассчитывать на сознательность граждан будет весьма опрометчиво, я выступаю за снятие фактического ограничения на ловлю, но с более жёсткими регламентами. И контролем. 1 рыболов, 1 рыба, 1 день. Вполне разумно. Речь, конечно, о периоде нереста. Т. к. для устойчивого поддержания популяции самое важное дать рыбе отнереститься.
Запрет и браконьерство.
В то время, как подавляющее большинство рыболовов любителей вынужденно сидят на берегу и спорят в социальных сетях; для тех, кто так или иначе ловит рыбу сетями наступает благодатное время. Во-первых, в период нереста рыба концентрируется и взять количество становится гораздо проще. Во-вторых, отсутствие должного контроля со стороны рыбоохраны позволяет делать это достаточно безопасно для себя. Время на постановку или снятие сети от нескольких минут до часа в зависимости от длины сетки. Делать это можно и глубокой ночью. Тем самым избавив себя от встречи с рыбоохраной. Последние редко занимаются кропотливой оперативной работой и выслеживанием браконьеров. Ограничиваясь формальным процессом. Снятием сетей и поиском незадачливых рыболовов, оказавшихся на акватории. Иногда среди них встречаются и те, кто ставит сети, но это скорее исключение и люди неопытные. Либо те, кто убеждён в своей неприкосновенности.
Очевидно, что присутствие на акватории рыболовов любителей сильно усложнило бы задачу браконьерам. Если добавить к этому возможность изъятия сети в случае обнаружения. Фиксацию в случае возникновения конфликта с владельцем сети и дальнейшего направления материала для рассмотрения и непременной реакции на подобные обращения. Серьёзные последствия для тех, кто занимает государственные должности, лишения статуса, звания и тд. Всё это в значительной степени сделало бы браконьерский лов сетями просто бессмысленным.
Запрет и промышленное рыболовство.
И рыболовы любители и браконьеры с сетями так или иначе остаются вне закона. В период действия нерестового запрета. Только первые оказываются в более уязвимой для органов рыбоохраны позиции, нежели вторые. И потому чаще предпочитают оставаться на берегу. Даже если саму идею запрета не разделяют.
Но есть и третья категория. Те, кто занимаются промышленным рыболовством. Для этой категории период весеннего нерестового запрета означает – начало путины. Т. е. времени активной ловли. Промышленное рыболовство неоднородно. Оно разделяется на самый вредоносный траловый флот. Тех, кто ловит «ставными сетями» и тех, кто использует сети классические. Это могут быть и крупные предприятия, владеющие целым флотом. И частные ИП. Как правило, последние это легализовавшиеся вчерашние браконьеры. Открыл ИП, получил квоту, разрешения и вперёд. Да, есть формальности. Журнал учёта и тд. Но. На сегодняшний день это самая теневая и закрытая часть. В большинстве случаев очень сложно определить кого именно ловят. Учитывая и тот факт, что занимаются этим куда более опытные рыбаки.
Их моторные лодки уже как бы и не мешают нересту, а километры сетей вполне легальны.
Как же так получается? Если взглянуть на ситуацию со стороны, мы видим, что с одной стороны рыбу в любом случае ловят. Ловят и обычные рыболовы, кто принимает эти риски. И «частные браконьеры» с сетями. И промышленный лов. Утверждать, что в период нерестового запрета рыбе дают спокойно отнереститься, мягко говоря, наивно. Ну а сам запрет выглядит, как эдакое стремление убрать с акватории рыболовов любителей и создать более благоприятные условия для других категорий. Не буду углубляться в теорию «картельных сговоров». Но де факто ситуация выглядит именно так. Что, конечно, лишь удручает!
Моё мнение. Запрет – ошибочная и не эффективная мера. Присутствие на акватории рыболовов любителей могло бы решить проблему «браконьеров с сетями». Но при этом должны быть чёткие рамки и ограничения по количеству изымаемой рыбы. Количество это должно определяться в зависимости от условий конкретного водоёма и для некоторых, ситуация в которых действительно очень сложная, возможен и полный запрет с соответствующим контролем. В иных случаях допустима ловля только при условии соблюдения принципа «поймал-отпусти».
Любая ловля сетями в местах нереста или близких к ним или на путях нерестовых миграций – недопустима в принципе. Никаких «любительских лицензий» на сети в период нереста быть не может. Но и для промышленного рыболовства должны быть введены жёсткие ограничения и контроль. Исключающий наличие «в прилове» запрещённых к вылову видов.
К сожалению, законы сегодня имеют очень формальную функцию. Позволяющие государству пополнять бюджет за счёт взимания штрафов. Но никак не направлены на то, что в них декларируется. Чтобы всё заработало, чтобы ситуация начала меняться очень важно каждому из нас проявить сознательность. Самому и донести эту информацию до окружения. Сидеть в интернете и спорить «правильный ли запрет или нет» точно не даст результата. Ведь пока мы тут спорим, другие выставляют порядки сетей. Забирая из водоёма тонны рыбы.
В следующий раз поговорим о том, почему «зарыбление водоёма» не только не решает проблему, но и может быть весьма и весьма вредным.
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Instagram @itodortv
фото мои (с)