Как известно, отношения между Екатериной II и ее сыном, цесаревичем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I ) были далеки от идеальных. А вот старшие внуки, Александр и Константин, стали для императрицы настоящей отрадой. Именно на них Екатерина возлагала все надежды. Она уделяла огромное внимание образованию мальчиков и даже собственноручно написала сочинение с подробной инструкцией по воспитанию наследников престола.
Сын — соперник
Возможно, Екатерина была бы и рада сохранить с Павлом взаимопонимание, однако обстоятельства сложились так, что мать отдалилась от сына почти сразу после его рождения.
Поскольку юную великую княгиню на роль правительницы никто не рассматривал, а ее сын Павел считался законным наследником престола, за образование юноши взялась сама императрица Елизавета Петровна: выбрала для Павла наставника (графа Панина) и дала подробнейшие указания по воспитанию наследника.
Что касается Екатерины, будучи великой княгиней она редко видела сына и не имела возможности повлиять на его характер.
Когда произошел переворот, в результате которого Екатерина Алексеевна получила власть, Павел стал для нее не только сыном, но и соперником, ведь многие дворяне согласились поддержать Екатерину только с тем условием, что трон она передаст цесаревичу.
Отношения сына и матери были безнадежно испорчены, однако появились внуки, которых, будучи императрицей и фактически отобрав у Павла и его супруги, Екатерина могла воспитывать по своему разумению.
Внуки — надежда
Александр и Константин, получили прекрасное образование. Их главный воспитатель, Николай Салтыков, старался привить юношам любовь к Отечеству, чувство долга и умение дипломатично разрешать конфликты.
Впрочем, царственная бабушка не только полагалась на учителей, но и лично прививала внукам мораль, здоровые привычки и государственное мышление. Она сочинила подробный трактат («Наставление по воспитанию внуков»), в котором описала как, по ее мнению, должны жить юные цесаревичи.
«Наставление»
В своем труде Екатерина уделила внимание всем элементам детского воспитания: от быта (одежда, пища, сон) до морально-нравственных ценностей (добродетель, послушание, смелость). Кроме того, Екатерина дополнила «Наставление» народными пословицами и собственными сказками.
Сочинение императрицы опередило свое время, а многие советы актуальны до сих пор. Так, к примеру, она считала, что детям нужно закаляться («Пусть будет одежда их <...> не слишком теплая, не тяжелая», «Чтобы как возможно <...> чаще бывали на вольном воздухе» ), заниматься спортом («Нужно <...>, чтоб их высочества учились плавать»).
Екатерина не сомневалась, что учеба должна быть ребенку не в тягость («Привлекать детей к учению не принуждением, а лаской» ), а игры — обязательной частью жизни («Веселость нрава <...> ни унимать <...>; напротив того поощрять к всякому движению и игре» ). Однако, как императрица она считала, что ее слово должно быть для внуков законом («Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию нам и императорской нашей власти. Да будет то, что бабушка приказала, выполнено» ).
А главное, по мнению Екатерины, достоинство «Наставления» заключалось в «любви к ближнему <...>, в благоволении к роду человеческому ».
Хотя императрица до конца жизни так и не поняла и не приняла сына, со внуками она была близка. А те, в свою очередь, очень любили и почитали бабушку.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать: