Найти тему
НУАР-NOIR

«Место встречи» на чешский манер или откуда взялась метка «чёрной кошки»

Судьба фильма «13-й участок»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

Дорогие друзья, спешим Вас обрадовать. Если Вы являетесь любителем редкого кино, то теперь для отечественного зрителя доступна (если поискать) озвученная версия легендарного чешского фильма «13-й участок» (1946). Для нас же эта лента представляет особой интерес, так как является смесью детектива и криминальной драмы. А также в известной мере оказала влияние на некоторые советские фильмы.

Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

После первого просмотра «13-го участка» возникало сразу же несколько вопросов, так как мы сознательно не изучали информацию об этом фильме, дабы воспринять его как «вещь саму по себе». В какое время происходит действие ленты? После войны? Тогда где в Праге следы оной и некогда бывшей оккупации? До войны? Но не слушком ли это смело для только-только возникавшего кинематографа будущей социалистической Чехословакии?

Афиша фильма "13-й участок" (1946)
Афиша фильма "13-й участок" (1946)

Оказалось, что фильм был с очень сложной судьбой. Это была экранизация криминального романа Эдуарда Фикера «Цинковый гроб», задуманная еще в 1944 году. Как вы понимаете, немцы были ещё в Праге. По этой причине на главную роль взяли Лиду Баарову – актрису, к которой Геббельс питал более чем теплые чувства и что чуть было не привело к большому политическому скандалу.

Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

Однако работа над фильмом остановилось в начале 1945 года. Причиной тому было бегство режиссера Холмана на территорию Словакии. Он утверждал, что его преследовало гестапо, а потому он был вынужден скрываться. На самом деле артисты подняли против него самый настоящий бунт, так как режиссер заставлял их работать до исступления, переснимая одну и ту же сцену в течение нескольких часов.

Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

Когда работа над фильмом продолжилась, то окончилась война, и часть актеров оказалось «неуместными» (в частности Лида Баарова). А потому все сцены с её участием пришлось переснимать, на этот раз уже с актрисой Даной Медрижицкой. Именно ей поручили роль Франчески («Фрони») Брабковой, танцовщицы и девушки «несерьезного поведения», которая хочет встать на путь исправления, но прошлое её «никак не отпускает»

Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

С одной стороны мы могли бы увидеть явные отсылки к фильму Роберта Сьодмака «Рождественские каникулы», в котором сыграла блистательная Дина Дурбин. Однако нас больше заинтересовали отдельные моменты, которые заставляют придти к выводу, что этот фильм в своё время видел Станислав Говорухин, так как некоторые элементы фактически точно воспроизведены в «Месте встречи».

Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

Начнем с самого примечательного – метки, которую матерый уголовник ставит одним росчерком. Это изображение черной кошки, выгнувшей спину. В случае с чешским фильмом это имело свою логику, так как преступника звали Кошка (в доступной озвучке – Кочка). Первоначально даже фильм предполагалось назвать «По прозвищу Кошка». В советском варианте у банды вначале не было «прозвища». Хотя движение «Промокашки», который одним движением окурка ставит метку на стене, наводит на мысли.

Кадр из фильма "13-й участок" (1946)
Кадр из фильма "13-й участок" (1946)

Были ещё отдельные сцены, например, допроса «Фрони», что в известной степени предвосхищает эпизод с «Манькой Облигацией». Схожая тональность, только «Фроня» больше иронизирует над детективом: имл, оставьте при себе свои фантазии, дедуля. Надо сказать, что в сюжете фильма есть своего рода авантюрная линия, например, с бесконечной путаницей трупов. Но концовка всё-таки в духе классического нуара.