Очевидно, у дистанционной работы пока ещё есть настоящее. Но мы видим, что всё больше компаний, как российские, так и зарубежные, сворачивают этот формат работы. Хотя ещё прошлым летом от них же поступали заявления, что они рассматривают вариант оставить удалёнку всем желающим сотрудникам даже после нормализации эпидемиологической обстановки. Но, похоже, что-то пошло не так…
Одна из причин, как мне видится, в том, что компаниям пришлось переходить на дистанционку в срочном и принудительном порядке. А такие глобальные изменения в рабочих процессах должны происходить постепенно, когда сама компания придёт к этому, как в техническом, так и в психологическом плане. Увы, не все оказались подготовлены должным образом.
И ещё первое время, когда продолжалась текущие проекты с участием сработавшихся команды – разница в эффективности была незаметна. В каких-то случаях, возможно, даже наблюдалось её улучшение. Но для старта проектов, ввода новых людей в команду – требуется совсем другой уровень взаимодействия между сотрудниками. А это как раз «Ахиллесова пята» удалёнки.
Аргумент, что компании будут стремиться к сохранению дистанционки, т.к. она позволяет снизить издержки на содержание офиса считаю несостоятельным. Грубый подсчёт показывает, что в типовой IT-компании, затраты на содержание офиса составляют около 10%, относительно фонда оплаты труда. Это означает, что если дистанционка даже чуть-чуть снижает эффективность работы сотрудников, то «овчинка выделки не стоит».
Вот, если удалённому сотруднику можно платить значительно меньше денег, то тут у компании уже может быть профит. И это уже наблюдается: в ряде компаний, некоторым сотрудникам, которые совсем уж сопротивляются возвращению в офисы, предлагают остаться на удалёнке, но со снижением зарплаты на 20-25%.
Другая причина – психология сотрудников, которые восприняли удалённую работу как некое послабление, чуть ли ни как отпуск. В нашей компании, к примеру, установлены вполне конкретные рабочие часы, независимо от формы работы. Тем не менее, сотрудники считают вполне допустимым при удалённой работе, в рабочее время, заниматься своими личными делами – ходить в магазин, гулять с собакой, играть с детьми, готовить еду и заниматься уборкой; даже на сообщения в корпоративном мессенджере могут отвечать часа по полтора. При работе в офисе никто себе такого, естественно, не позволяет. Впрочем, это и понятно - когда живёшь и работаешь в одном месте – в голове всё перемешивается и человек перестаёт воспринимать работу, как работу. Причём, чем дольше длится удалёнка, тем больше проявляется этот эффект.
Мне же, как руководителю, честно говоря, не хочется превращать свой рабочий день в какое-то подобие детского сада, когда я должен следить за всеми, кто чем занимается; автоматизированные же системы контроля за сотрудниками работают не слишком адекватно и легко обходятся. Уверен, с такими же проблемами столкнулись и многие другие организации.
Не спорю, наверняка, есть люди, которые могут работать дистанционно весьма эффективно, но, увы, далеко не все. Тут ведь нужен и особый склад характера и условия. А человек, в результате эволюции, получился таким, что всегда пытается оптимизировать любые действия и тратить на них поменьше энергии. Это относится и к работе. Таким образом, заставлять людей работать, без хорошего контроля над ними, в каком-то смысле – идти против их природы.
Особенно сложно контролировать программистов. В отличии, скажем, от технических писателей и бизнес-аналитиков – ведь у них всегда можно посмотреть, насколько документ готов, как сильно он изменился за определённый период. У программистов же, особенно если они не пишут новый код, а исправляют ошибки в имеющемся – всегда найдётся 100500 убедительно звучащих причин, почему они затягивают решение.
Первое время, некоторые сотрудники, в качестве аргумента, доказывающего, как они много стали работать показывали всякие заливки кода в репозиторий и письма, отправленные в 2-3 часа ночи. Я запретил мне о таком рассказывать – для меня это, наоборот, отрицательный знак – ведь если кто-то вынужден доделывать работу ночами, значит он плохо работает тогда, когда нужно. Работать дольше, не значит работать больше.
Собственно, я не утверждаю, что дистанционка совсем уйдёт из IT – она ведь существовала, в ограниченных масштабах, и до 2020 года. Но, видимо, будет возвращаться к доковидному объему, в ту же нишу. Как ни крути, сложность программных продуктов возрастает, соответственно, численность команд растёт – а значит важность эффективного взаимодействия выходит на первый план. Удалёнка плохо подходит для крупных проектов, для новичков, для сотрудников не умеющих работать с высокой степенью автономности. Пожалуй, она хороша лишь для небольших стартапов, в которых участвуют профессионалы высокого уровня, которые, без лишних подсказок, знают, что делать. Опять же не забываем, что есть области IT, связанные с безопасностью. В них удалёнка не может использоваться по юридическим причинам.
Куда больше перспектив, я думаю, есть у гибридного метода работы. Когда, допустим, все сотрудники работают в офисе. Но, некоторым, позволяется, скажем, раз в неделю поработать дистанционно. Если удалённые дни будут согласовываться заранее, взаимодействие особо не пострадает. Такое смягчение будет восприниматься многими сотрудниками позитивно. Сейчас же наблюдается дефицит кадров, поэтому работодатели вынуждены повышать свою привлекательность для специалистов – но лишь до определённой степени, пока игры в заботу о сотрудниках не приводят к заметному падению эффективности их работы.
Коллеги! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Я собираюсь продолжить писать интересный материал о работе руководителя, IT-индустрии, бизнесе, ну и просто о жизни офисного планктона.