Шумная и загазованная Старокузьмихинская улица, тянущаяся от Академического моста, напоминает о селе Кузьмиха, которое служило центром немаленького "куста деревень". Сельского тут, кажется, теперь ничего не осталось, но именно Кузьмиха стала в 1950-х годах базой "Ангарагэсстроя". Придорожная зелень кое-где расступается, открывая отличные виды на Иркутскую ГЭС:
По сравнению с построенными позже Братской , Усть-Илимской и Богучанской электростанциями ИрГЭС выглядит довольно скромно - мощность 660 МВт, длина плотин 2400 метров, высота от дна реки - 45 метров (то есть в среднем 28 метров над нижним бьефом). Масштабом и архитектурой она больше напоминает гидэроэлектростанции Волги (Рыбинская , Горьковская ) или Днепра (ДнепроГЭС ). А ещё - возрастом: заложенная в сталинскую эпоху, это первая крупная ГЭС всей Сибири, и с неё начинался грандиозный Ангаро-Енисейский каскад.
К левобережному краю плотины примыкает небольшой городок энергетиков с улицами Ангаргэсстроя, Гидростроителей, Андрея Бочкина (руководил стройкой ) и Николая Салацкого (возглавлял её партком):
Очень тихий и очень зелёный район с малоэтажками и коттеджами 1950-х:
Местами даже не растерявшими "архитектурных излишеств":
Над кварталом нависают школа той же эпохи:
С глобусом и барабаном на фронтоне:
И новостройка 1990-х годов, явно пытающаяся продолжать традиции "павловского стиля" советского Иркутска:
По сути целый квартал из нескольких корпусов и двориков, соединённых сложной системой арок:
Только если у самого Павлова дома безмерно советские, и жителями их видишь то ли застенчивых инженеров в роговых очках, то ли самодовольных начальников в меховых шапках, здесь - скорее попытка Европы с её диалектикой благообразных бюргеров и отвязных панков:
Я бы сказал, есть в этом что-то "пинк-флойдовское":
Ещё одна новостроечка чуть в стороне:
Дворы домов на "фасаде" квартала:
На углу района - здание Управления ГЭС, солидная сталинка с башней:
Напротив через улицу Безбокова (перспектива на кадре выше) - Зелёный Ильич (1959). Говорят, в постсоветские времена на него напали какие-то активисты-антикоммунисты с ведром зелёной краски. Да такой въедливой, что отмыть её не смогли, а потому всю статую покрасили в зелёный:
По соседству ещё один памятник - поставленная здесь в 2012 году лопасть гидротурбины:
Улица Безбокова превращается в дорогу по плотине:
Прямо на которой стоит административный корпус с впечатляющей мемориальной доской передовикам строительства:
С плотины открывается отличный вид на Академический мост и целый архипелаг в речном русле. У моста - Конный остров и сливающиеся с ними Елизовский и Кривой, и где-то там - Малая Восточно-Сибирская железная дорога. На переднем плане, справа налево - острова Стрела, Чушковский и Заячий.
Последний, впрочем, сейчас более известен как остров Бабр - этот мифический зверь с городского герба, на самом деле водившийся здесь три века назад амурский тигр, столичными чиновниками превращённый во что-то наподобие гигантского хищного бобра, давно стал одним из символов Иркутска. Ну а звучное название, конечно, адресовано туристам: с 2011 года на острове действует форелевое хозяйство, где можно порыбачить на прудах, купить свежую рыбу или просто погулять по островному парку среди кроликов, енотов и норок. Вон справа, за Стрелой, виднеется лодка, как раз везущая гостей сюда:
Первоначально, и с советским размахом, форель предполагалось разводить прямо под плотиной, на бывшем острове (вот названия его я так и не нагуглил!), который она пересекла. В итоге успели построить лишь дамбу, отгородившую сообщающееся с Ангарой озеро Квадрат:
Новостройки правого берега:
Но в первую очередь с плотины стоит спуститься, чтобы снизу полюбоваться самой ГЭС с её отчётливо сталинским обликом и необычным орнаментом наверху:
Нам повезло попасть сюда ещё и при высокой воде - водяные горы здесь так плещутся далеко не всегда:
Сверху Иркутская ГЭС, как и большинство плотин, смотрится куда как прозаичнее. Основные потребители энергии ИрГЭС - город, железная дорога и ИркАЗ, алюминиевый завод в небольшом и невзрачном городе Шелехове , который строился в 1950-х годах вместе с электростанцией и железной дорогой. ИркАЗ - крупнейший потребитель, однако не сказать чтобы важнейший: запуск ГЭС в 1950-е годы позволили проложить новую железную дорогу по достаточно крутым для многотонных товарняков горам, тем самым уведя Транссиб с живописной, но опасной Кругобайкалки.
Старый ход к ней вдоль Агары был затоплен, превратив линию под скалами Байкала в заповедный тупик. Иркутское водохранилище уходит вдаль, и формально считается крупнейшим в мире - ведь на истоках Ангары оно не заканчивается, подняв уровень Байкала на метр.
Если под плотиной - рыбаки, то над ней - яхты: