Советы библиотекарям, организаторам встреч с авторами и даже журналистам от самих писателей
В статье, посвященной организации встречи с писателем в библиотеке или в школе, мы говорили о том, что не стоит заранее готовить с детьми "вопросы писателю", что на это вообще лучше оставлять минимум времени, потому что дети всегда задают "дежурные" вопросы: "сколько вам лет", "сколько книг вы написали" и "сколько вы зарабатываете".
Но судя по поисковым запросам, тема "вопросов писателю" все же невероятно актуальна. Поэтому мы решили спросить у самих авторов, на какие вопросы им было бы интересно ответить.
Надея ЯСМИНСКА, автор фэнтезийных историй "Восковой волшебник", "Косматое сердце", "Заклинатель единорогов", "Хранитель чародеев"
Вопросы, на которые я не люблю отвечать:
- О личных цифрах и параметрах: сколько мне лет, замужем ли я, сколько зарабатываю и т.п. Об этом спрашивают практически на каждом выступлении! Понятно, что дети есть дети, но было хорошо, если бы учитель перед встречей предупредил, что такие вопросы задавать некрасиво. Или сам рассказал все интимные подробности о моем возрасте и социальном положении, если уж так любопытно (в интернете можно найти любую информацию, к счастью или к сожалению).
- О чем-либо любимом, особенно книге. На такие вопросы легко отвечать детям, а у взрослых редко бывает что-то одно любимое, или два, или даже три. Например, любимых книг у меня несколько десятков, в зависимости от темы, жанра и настроения. Поэтому я всегда теряюсь, когда нужно отвечать на такой вопрос, или отвечаю не совсем искренне. Лучше формулировать по-другому. Например:
- Над какой книгой вы плакали в детстве?
- Какую книгу вы читаете, когда нужно поднять настроение?
- Какую книгу вы бы взяли с собой в путешествие?
И так далее.
- Вопросы "от балды", когда спросить вроде нечего, но молчать как-то неприлично ("а сколько страниц в книге?", "а на чем вы сюда приехали?", "а почему у вас волосы рыжие?"). Чтобы не случилось такой ситуации, пусть учитель/библиотекарь первый задаст интересный вопрос, а там уже и у детей могут появиться идеи.
Вопросы, на которые я люблю отвечать:
- Все, что касается сюжетов моих книг:
- Почему герои так поступили?
- Есть ли у них реальные прототипы?
- Что означают те или иные детали...
Во-первых, всегда приятнее разговаривать с людьми, которые читали книги, а во-вторых, часто вспоминаешь занятные истории и подробности, которые и самой интересно вспомнить, и читателям рассказать.
- Начало творческого пути:
- Как я издала первую книгу.
- Как познакомилась с иллюстраторами.
- Какие были успехи и неудачи?
- Что мотивировало...
Тут дело даже не в вопросах, а в ответах: мне кажется, мой пример может вдохновить творческих детей, дать им веру в себя, поэтому рассказываю об этом с удовольствием.
- Помощь начинающим писателям. Такие вопросы для меня особенно ценные и важные, я отношусь к ним очень серьезно и стараюсь помочь всем, чем знаю. Например, когда подросток спрашивает: я написал половину рассказа, а дальше затык, как мне быть? Дети часто пробуют себя в писательстве, хорошо бы перед встречей сказать им, что, если у них есть сложности с этим, они могут спросить совета у меня.
Пальмира КЕРЛИС, автор дилогии "Антилия"
Самые интересные вопросы это не общие (как вы начали писать, любимая книга и так далее), а конкретно связанные с твоими книгами и героями. Сразу видно, что человек действительно твой читатель. И обсудить свои сюжеты всегда круто.
Например:
- Как планировалось закончить книгу, и что стало импровизацией?
- Почему главным стал именно этот герой романа, а не кто-то другой?
- Похожи ли вы на главную героиню, а если нет, то чем отличаетесь?
- Как бы вы поступили в тех ситуациях, в которых оказываются герои?
И так далее.
Валентина ДЕГТЕВА, автор книг "Кошмар в сарае у бабы Вали", "Тайна шоколадных зайцев" и других
- Хочется таких вопросов, на которые можно ответить не цифрой или фактом (чаще всего почему-то спрашивают про возраст и количество книг), а ИСТОРИЕЙ.
Все спрашивают, например, в каком возрасте вы написали первую "книжку", но никто не спрашивает, про что она была!
А я бы рассказала, как в 8 лет придумала прекрасного персонажа - нервную кошку-писательницу, с которой случались все придуманные ею детективные сюжеты. Да это же практически я и есть.
Спрашивают, сколько мне лет, но не спрашивают, а как вообще я себя в этом возрасте чувствую!
А я бы рассказала, "как ломит лапы и отваливается хвост"... То есть, например, о том, что во мне изменилось за сорок лет.
Писатели - такие же люди, они не подсчитывают целыми днями свои книжки и не ждут вдохновения с сачком у окна, отличаются они только тем, что могут рассказать интересную историю почти на любую тему.
Спросите писателя, любит ли он вишню, ломал ли он ноги, когда сжёг последнюю кастрюлю с супом, какие сказки ему рассказывала бабушка, какого цвета у него зонтик, как он познакомился с лучшим другом или заблудился в другом городе - и вы услышите много интересного. Вместо традиционного "моя первая книжка вышла в таком-то году". Ну, вышла и вышла.
Не упускайте возможности вытянуть историю из писателя - когда вы подбрасываете ему интересную тему для беседы, это и есть то самое "вдохновение"!
Юлия ИВАНОВА, автор книг "Почемуль и потомухля", "Загадка пяти королей", "Громикус против Клокудры" и других
Мои вопросы в копилку тех, на которые хотелось бы ответить:
- Встречали ли вы каких-нибудь необычных зверей?
- Если бы у вас была возможность оказаться внутри какой-нибудь своей книги, какую бы вы выбрали?
- Если бы ваши персонажи ожили, о чём бы они вас попросили?
- Есть ли среди ваших героев такой персонаж, с которым вам не хотелось бы встретиться лицом к лицу?
- Верите ли вы в настоящую дружбу? Есть ли у вас друзья, с которыми вы дружите с детства?
Как видите, все авторы единодушны: интереснее всего отвечать на вопросы, связанные с книгами писателя. Если же первое знакомство с книгами происходит только во время встречи, придумайте такие вопросы, в ответ на которые можно услышать интересную историю!