Харп - довольно крупный ПГТ (6,1 тыс. жителей), самый западный на окружающем Салехард "острове" автомобильных дорог, но по виду и духу имеющий немного общего с нефтегазовым Ямалом. Собственно, он и встречает огромной зоной ИК-3 с крупнейшей на сотни километров вокруг (пока в Салехарде не достроили собор) церковью Сергия Радонежского.
Основанная в 1961 году, "тройка" примечательна тем, что в неё в 1989-м влилась тюрьма старинного Тобольска (так же виденного нами в этом путешествии), действовавшая там с 1855 года и порядком изуродовавшая Тобольск, оставшись в 1920-60-х годах по сути дела градообразующими предприятием. В её тобольских корпусах ныне музей, а в Харпе от неё остались разве что какие-нибудь документы - таких сроков у нас не дают...
Заключённые мрачно шутят: "Прочитай слово Харп задом наперёд, и поймёшь, что такое отсидка за полярным кругом". Самым известным узником ИК-3 был соратник Ходорковского Платон Лебедев, отбывший тут 8 лет.
Вид "тройки" со стороны посёлка. Вдали похожая на рудничный отвал гора Рай-Из, доминанта харпского пейзажа. Так же обратите внимание на остановку характерной формы - типовая конструкция в Харпе и Лабытнангах.
Отсюда рукой подать до станции, которая называется ни больше ни меньше Харп Северное Сияние - суть одно и то же на русском и ненецком языках соответственно, и очень странно для русского уха, что такое красивое явление называется таким резким и злым словом. На путях - московский поезд:
В кустах у горловины станции притаился паровоз серии Э - памятник Стройке-501, сталинской Трансполярной магистрали, брошенной в тайге, когда освободили заключённых. Да, Харп и начинался с тюрьм и лагерей.
Большинство пассажиров поезда Воркута-Лабытнанги сходят здесь - в Харпе он стоит около часа, потом ещё почти столько же плетётся до конечной, поэтому народ предпочитает пересаживаться на маршрутки, в том числе напрямик в Салехард.
Деревянные дома у станции - опять же времён прокладки дороги. Капитальное строительство на вечной мерзлоте в 1940-х годах ещё не освоили, и Трансполярка могла бы стать уникальным заповедникам деревянного зодчества сталинских времён. Лучше всего сохранилось то, что не принадлежит железной дороге напрямую:
Сам же Харп выглядит скорее как-то так, силикатно-панельно-пятиэтажечно, но местами вполне уютно:
Церковь посёлка куда меньше и скромнее храма зоны:
Но "тройка" в Харпе не главная. Где-то в глубине мрачной промзоны с заводом ЖБИ и складами, куда свозится руда с горных месторождений (в первую очередь хром) скрывается вторая колония - небольшая "Полярная Сова", где сидят те, кому дали пожизненный срок. Таких зон в России всего 5, и 4 из них на Урале: "Чёрный Дельфин" в Соль-Илецке , "Чёрный Беркут" под Ивделем, "Белый Лебедь" в Соликамске , а ещё есть остров Огненный на Вологодщине.
Но "Полярная Сова" из них самая дальняя, и персонажи в ней отбывают соответствующие: битцевский маньяк, белгородский стрелок, "инициатор" переименования милиции в полицию майор Евсюков или единственный выживший бесланский террорист Нурпаши Кулаев. В принципе, откровенных душегубов в "Белом Лебеде" побольше будет, и у меня такое ощущение, что в самый дальний угол отправляю даже не самых отмороженных, а самых медийно-известных.
В общем, Харп - место мрачное, так что покинем его поскорее. Вид с автодороги, справа Рай-Из, слева кажется Чёрная сопка (1033м)