Километрах в четырёх от переправы через Обь стоит въездной знак Салехарда, один из красивейших известных мне въездных знаков городов. У неё есть своё название - Полярная Звезда:
Это въезд в Салехард не только от вокзала за переправой, но и от аэропорта, дорога к которому уходит от стелы налево. Как и во многих других югорских и ямальских городах, близость "воздушных ворот" отмечает небольшой авиамузей под открытым небом, почётный приют для отлетавших своё в тяжелейших условиях машин.
Открывает его самолёт Ли-2 , советская модификакация американского "Дугласа", выпуск которой был налажен в 1942 году в Ташкенте - это "рабочая лошадка" неба послевоенного СССР, до окончаия выпуска в 1953 году таких наклепали более 6000 (вдобавок к 16 тысячам "Дугласов" в США), и конкретно этот был списан ещё в 1973 году. Рядом - банальный в общем-то кукурузник Ан-2 , только на непривычных гидрошасси, ну а позади Ми-6 , самый тяжёлый (по грузоподъёмности) вертолёт своей эпохи (в 1959-1980 построено чуть меньше тысячи машин), поставивший немало мировых рекордов.
Более ординардный Як-40 (самолёт для местных авиалиний, выпускался в 1966-81 годах), и Ан-26Б - пассажирская модификация изначально военно-транспортного самолёта (1969-86).
Замыкают музей три вертолёта - самый массовый в мире в своей весовой категории универсальный Ми-8 (12 тысяч машин с 1965 года), его предшественник Ми-4 (1953-66, в Китае выпускался до 1979 года) и первый советский серийный вертолёт Ми-1 (1948-65). Со времён моей поездки музей пополнился ещё как минимум одним экспонатом - самолётом Ту-134 . Все машины в "ливреях" авиакомпании "Ямал".
Сам аэропорт - маленький, тихий, но очень современный, и потому уютный.
Стела на площади - герб Салехарда, а в зале очень понравились металлические птицы. Основной контингент - угрюмо-деловитые мужики, кто инженер на вахту, кто по бизнесу на Большую землю. Хотя вообще-то неотъемлемая часть северных реалий - Великий Отпускной исход в июле-августе, когда города натурально вымирают, а любое транспортное средство берётся штурмом. Здесь большие зарплаты, но добраться хотя бы до Крыма и Сочи (не говоря уж про заграничные курорт), да ещё с семьёй, выйдет в десятки тысяч рублей на самолётах или добрую неделю туда-обратно на поезде.
Вид на центр Салехарда - объездная проходит существенно выше города. Странная конструкция - мост "Факел" через реку Шайтанку с рестораном на пилонах, а синие башенки за ним принадлежат Ямальскому многопрофильному коллежу (2008). Это самый центр города.