Поезда по этой уютной однопутной по большей части линии Балтийского направления ходят не часто. А зря! За окном столько достопримечательностей, а на любой станции можно смело выходить и дышать не только свежим воздухом, но и историей. Мы кратко расскажем о каждой. А затем пусть каждый выберет свою остановку.
Ответвление от Петергофской железной дороги до Красного села появилось вскоре после ее открытия – в 1859 году. Красное село было таким же центром летней жизни как Петергоф и его окрестности. Но если в Петергоф стремились люди гражданские, то Красное село было летней вотчиной людей в погонах.
В 1870 году Петергофская железная дорога была выкуплена в казну и вошла в состав Балтийской железной дороги. Та имела интересную конфигурацию – она начиналась от станции Тосно Николаевской железной дороги, связывавшей Петербург и Москву. Затем Балтийская дорога вела через Ревель (ныне Таллин) к Балтийскому порту. И тогда было решено соединить Гатчину и Красное село, чтобы вывести Балтийскую железную дорогу к Санкт-Петербургу. Так в декабре 1872 года красносельская ветка дотянулась до Гатчины.
Горелово
Открыта в 1898 году как станция "Горелово-Карьер". Вокзал в стиле "модерн", выстроенный в 1912 году – сегодня единственное сохранившееся дореволюционное кирпичное здание в поселке.
Сама деревня Горелово впервые упоминается в 1721 году в связи со строительством Лиговского канала.
В XIX — начале XX века в районе Горелова располагалось артиллерийское учебное поле Красносельских военных лагерей.
В 1961 году Горелово стало посёлком городского типа, год спустя сюда перевели Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения, на базе которого началось строительство первого в мире Лунохода. Испытания новой техники (в основном военной), ВНИИ Трансмаш проводил на специальном полигоне. На нем устроили систему из трех озер, которые до сих пор носят название «Танковые».
В лесистой полосе на космоснимке четко прочерчивается взлетно-посадочная полоса. С 1938 года здесь функционировал военный аэродром Горелово, на котором базировался 19-й истребительный авиационный полк. В позднесоветское время здесь было престижное Ленинградское высшее военное политическое училище ПВО им. Ю.В. Андропова. В 1992 году его упразднили, сюда из Вильнюса переехало Высшее военное училище радиоэлектроники, но и оно просуществовало только до 2011 года. До этого же времени использовался и аэродром, пока в 2012 году не произошла катастрофа частного самолета «Сесна-421».
Скачки
В детстве автора это название переиначивалось как «СачкИ». Сейчас здесь выходят лишь дачники. Но платформа с бойким названием появилась в 70-х годах 19-го века. Из вагонов, выходили офицеры в эполетах и дамы в роскошных платьях и направлялись к ипподрому, где проходили Императорские конные скачки, самые престижные в Российской империи.
О них мы можем прочитать в романе «Анна Каренина», глава 19. В ней разворачивается драматическое поражение Вронского на глазах своей возлюбленной. Императорские скачки были не только азартным, но и жестоким зрелищем. Мы помним, что Вронский потерял на них любимую лошадь Фру-Фру. Бывало, что гибли и сами всадники. Причем самый сложный барьер находился прямо перед императорской ложей.
Справа нас сопровождает река Дудергофка, она же Лига или Лиговка. Норовистая речка берет начало в Дудергофском озере на высоте 80 метров над уровнем моря, а впадает в этот самый «уровень моря» - Финский залив.
Красное Село
Бурная и полноводная Дудергофка приглянулась Петру I, который в 1714 году повелел перегородить ее плотиной и устроить Бумажную мельницу, или фабрику. Так возникли три озера, которые мы увидим справа.
Сразу за станцией Красное Село – раскинулось Безымянное озеро с песчаным пляжем, затем его сменяет озеро Долгое, вполне оправдывающее свое название, и наконец у подножия Вороньей горы – устроилось озеро Дудергофское.
Для работы на Бумажной фабрике в эти места переселили крепостных из подмосковного Красного села, а с ними перекочевало и название. Вокруг фабрики возник поселок. Здесь впервые в России стали делать специальную бумагу для денежных знаков.
Дивный вокзал станции Красное Село был выстроен по проекту Николая Бенуа, но сгорел во время Великой Отечественной войны. Отстроенный заново, он вполне сегодня соответствует названию города-спутника.
Дудергоф (Можайская)
Впереди нас ждет маленькая Швейцария: горы с богатыми растительностью склонами, озера и даже водопады. Все конечно в небольшом масштабе. В районе платформы возвышаются целых две горы. Воронья, та что у самой станции, и сразу за ней – Ореховая. Вторая из них достигает высоты 176 метров и является самой высокой точкой в окрестностях Петербурга. Чуть дальше будет и третья гора – Кирхгоф. Вместе три горы называются Дудергофскими высотами.
Поселку Можайский в 2016 году возвращено историческое название Дудергоф. Дударовский погост Ореховского уезда Водской пятины Новгородской республики упоминается уже в 15-м веке. Ореховую и Воронью гору, разделенную лощиной шириной в 100 метров, новгородцы считали одной и называли Дударовой. По ее имени называли и погост у подножия. Германизированное название Дудергоф появилось во время шведского присутствия. В 2020 году это название возвращено и станции.
Вокзал платформы «Можайская» благополучно пережил войну. Построил его в 1899 году архитектор С. П. Лазарев-Станищев. Яркий вокзал из кирпича подчеркивал особый статус этой платформы. Ведь альпийскую красоту здесь ценили и царственные особы. Для своей супруги Николай I обустроил Нагорный парк и построил небольшой швейцарский домик на вершине горы.
В 1950 году в нашей стране шла борьба с космополитизмом, вследствие которой в том числе исчезали немецкие топонимы. Поселок Дудергоф на полвека стал Можайским. Отчасти это было оправдано, ведь в здешних местах Александр Федорович Можайский (бывший, к слову, морским офицером) испытал первый российский самолет.
У подножия Ореховой горы стоит памятник героям-«авроровцам», две недели сдерживавшим осенью 1941 года наступление фашистских полчищ.
Тайцы
Тайцы – означают «ключи» или «тайные подземные воды». Уже в переписи 1500 года мы встречаем название Стаища, которая в шведское время было трансформировано в Стаица. Еще при Екатерине Великой был обустроен Таицкий водовод, по которому местная вода доставлялась за 20 километров в Царское ело и Павловск. Он прослужил до 1905 года, пока не был заменен современным водопроводом.
Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал скупил эти земли, округляя свои владения. Затем мыза оказалась в руках Александра Григорьевича Демидова, правнука знаменитого горнозаводчика Никиты Демидова, основателя одного из самых богатых российских семейств.
По легенде, строился дом для дочери Демидова, больной туберкулезом. Говорят также, что несчастная девушка недолго прожила в новом доме и умерла. Ее якобы похоронили здесь же на лужайке близ солнечных часов. На самом деле это легенда, причудливо замешанная на реальных судьбах двух дочерей Демидова. Первая – Екатерина и вправду умерла сразу после рождения, прожив всего месяц. Вторая же – Софья дожила до 62 лет, много занималась благотворительностью.
Усадьба Демидова сохранилась по сей день. К ней ведет прямое шоссе, уходящее влево от станции.
Пудость
Есть очень небольшие городки и даже поселки, чьи названия стали широко известны благодаря находящимся рядом с ними месторождениям камня: Биюк-Янкой, Инкерман, Уфалей, Газган. Есть такой поселок и в окрестностях Санкт-Петербурга – это поселок Пудость.
Может, не каждый пассажир и скажет, как выглядит пудостский камень. Ведь из этого камня пол-Петербурга построено: здания Биржи и Горного института, скульптуры Ростральных колонн, Гатчинский дворец, павильоны Павловска и Царского села..., он использован в отделке станций метро и жилых домов. Ну а гимном этому камню, наверное, следует считать знаменитый Казанский собор.
Пудостский камень образовался в этих местах на дне древнего озера. От того его запасы оказались не велики, что сегодня придает ему особую ценность. Добыча камня началась еще при Петре I, но уже в конце 19-го века его практически не осталось.
Само название – Пудость – очень древнее. В писцовой книге 1500-го года Водской пятины у новгородцев встречаем сельцо Пудость на речке на Пудости. Даже в 1913 году оно было очень небольшое – всего 36 дворов в Большой Пудости и еще 31 в Новопудости.
Мариенбург
Хоть сколько-нибудь знакомый с немецким языком пассажир без труда переведет название следующей станции – Мариенбург: «город Марии». Древнерусские названия сменяет топонимический новодел.
Что за Мария – понятно. Мы уже на территории Гатчины – резиденции, особо любимой Павлом I. А его супругу и звали Мария Федоровна. Интересно, как бы назвали в ее честь поселок, если бы она не перешла в православие и осталась бы с именем от рождения: София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская?
Перед станцией поезд делает ощутимый поворот. Слева начинает тянуться Гатчинский парк, а справа по ходу железной дороги сохранилась уникальная Егерская слобода, ведь места вокруг Мариенбурга славились царской охотой.
В советское время Мариенбург носил название Посёлок им. Рошаля в честь жившего здесь первого большевистского коменданта Гатчины Семёна Рошаля. Сами гатчинцы называют Мариенбург ласково – «Мадрид». И сегодня это тихий поселок с регулярной сеткой просторных улиц, а многим домам уже больше ста лет.
Примечателен вокзал Мариенбурга – ему больше стал лет и это единственный деревянный вокзал Балтийском направлении. Да еще и постройки архитектора Петра Купинского, много строившего на железных дорогах.
Гатчина-Балтийская
Название Гатчина, как и многие из тех, что нам встречались, мы найдем в переписных книгах новгородцев. В 1500 году упоминается село Хотчино. По одной из версий название происходит от «Хот» - сокращенного древнерусского имени.
Несколько раз город пытались переименовать. В 1923 году его назвали Троцк – в честь известного партийного деятеля, за его заслуги в отражении мятежа Краснова. Белый генерал сумел со своими войсками дойти до Гатчины, но в этих местах был остановлен и разгромлен.
Интересно, что город получил имя Льва Давидовича при его жизни. В 1929 году Троцкого выслали из СССР, а Гатчину переименовали в Красногвардейск. В 1942 году немцы, оккупировавшие город, попытались ее именовать Линдеманштадт, в честь командующего 18-й армией. Но всего через два года, Гатчина была освобождена, ей вернули историческое название.
Все что связано с именем Павла, при котором Гатчина приобрела императорский статус, старались забыть при его наследниках. Лишь его правнук – Александр III начинает реабилитацию имени Павла. Он делает заброшенную Гатчину своей любимой резиденцией, и проводит здесь время иногда больше, чем в столице. А поблизости с Гатчинским дворцом появляется небольшой вокзал Гатчина-Балтийская.
И Павел I, и его правнук Александр III в литературе иногда называются «гатчинскими затворниками».
Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL