В Великобритании люди исторически любили наблюдать за королевской семьей, был даже термин "royal-watching". На протяжении двадцатого века в мире сокращалось количество коронованных особ, но королева Елизавета II и ее семья продолжают привлекать к себе внимание. Британская монархия сегодня - не только символ английских традиций, но и популярный бренд во всем мире.
Экономике досталось
Британская монархия - дорогой, но самоокупаемый проект, который оживляет экономику страны. По оценкам около 10% всех туристов, посещающих Великобританию, делают это исключительно из-за королевской семьи, большая часть людей привлекается мощным культурным и историческим наследием. Помимо туризма в выигрыше и другие отрасли, особенно в годы, когда в королевской семье торжества.
Пышные свадьбы, транслируемые по телевидению, туры по странам Содружества, торжественные публичные выходы — все это вызывает интерес публики и приумножает доходы экономики в целом: от продаж элитной недвижимости в центре Лондона до развития отдаленных сельскохозяйственных угодий в Шотландии. Рост экономики Великобритании после королевской свадьбы Гарри и Меган оценивается в $1,5 млрд.
Консалтинговая компания Brand Finance оценила, что благодаря интересу, который вызывает у публики королевская семья, национальный продукт Великобритании ежегодно прирастает на 1,5 млрд фунтов, треть - приходится на туристическую отрасль. Сюда включены доходы от посещения достопримечательностей, связанных с монархией.
Я - не исключение, моя первая поездка в Англию в 2018 году была навеяна трепетом по отношению к красивому образу королевской семьи.
Миллионы на сувенирах
Все оставшиеся на планете монархии служат источником дохода за счет туристов. Но нигде не выпускается так много сувенирной продукции с королевской семьей, как в Великобритании. Каждый шаг и событие из жизни королевской семьи может найти отражение в сувенирной продукции: юбилеи, свадьбы и рождение наследников. Создание инфоповодов, сезонных предложений и лимитированных коллекций - все привычные инструменты маркетинга, PR и продаж применимы и для бренда британской монархии.
В 2011 году миллионы зрителей из 180 стран мира наблюдали за свадьбой принца Уильяма и Кейт Миддлтон, а их поклонники купили сувениров на 200 млн фунтов (Centre for Retail Research). Плюс еще как минимум на 50 млн. с рождением каждого из трех детей.
Кружки, футболки и прочие сувениры с портретами принца Гарри и Меган разошлись чуть меньшим тиражом. Brand Finance оценивала продажи меморабилии в 50 млн фунтов, дополнительные доходы туристической отрасли - в 300 млн, а ресторанов и магазинов - еще в 250 млн.
С 2012 по 2014 такие события, как бриллиантовый юбилей (60 лет королевы Елизаветы на троне), рождение принца Джорджа, тур Вильяма и Катерины в Австралию и Новую Зеландию – снова подогрели интерес к местам, связанным с королевской семьей.
Во время своей поездки я заглянула в сувенирную лавке Кенсингтонского дворца. И знаете, под атрибуты с чьим фото была выделена наибольшая площадь? С принцессой Дианой.
Капитализация
Капитал компании складывается из стоимости материальных активов (заводы, параходы) и нематериальных - ценность торговой марки, финансовая стоимость бренда, которая отражается в балансе компании.
По оценкам Brand Finance Британская монархия стоит около $88 млрд или £67,5 млрд. Имущество королевской семьи, включая Букингемский дворец, королевскую коллекцию произведений искусства, золото Британской Короны, а также графства Ланкастер и Корнуолл оцениваются в $33 млрд, но основную ценность составляет именно бренд — Королевская семья.
Королевское имя ежегодно приносит туристической отрасли Великобритании дополнительных £550 млн, а участие членов королевской семьи в различных зарубежных поездках и дипломатических миссиях приносит еще около £150 млн фунтов в год. Доходы бренда от туризма, фэшн-индустрии, бизнеса и других направлений, оцениваются в $55 млрд. В доклад также включен доход семьи от медиа— и кинобизнеса. Бесплатное освещение Британии в СМИ в 2017 году оценивалось в $400 млн. СМИ освещают события, касающиеся королевских особ, об истории семьи и отдельных ее представителях снимают фильмы, документальные ленты и сериалы: «Королева», «Виктория и корона» и так далее. Экономический эффект от медиа-индустрии оценивается в £50 млн ежегодно.
Еще существуют доходы от «поставщиков королевского двора», выраженные в премиальной надбавке на цены таких производителей как Aston Martin, Prestat и Fortnum & Mason - по оценкам это £190 млн.
Когда бренд является официальным поставщиком дворца, монарх выдает королевские «отметки качества», такой знак королевского одобрения на высококачественных потребительских товарах, таких как куртки Barbour и виски Johnnie Walker. По оценкам такая отметка может увеличивать доход держателя на целых 10%.
Главный источник известных королевских доходов — это Суверенный грант, который представляет собой фиксированный процент прибыли компании "Собственности Короны" (Crown Estate). Эта компания управляет королевской недвижимостью и ежегодно 15% дохода направляет королеве на официальные расходы, остальное - в казну.
Боже, храни королеву! 9 апреля умер принц Филипп, не дожив пару месяцев до своего столетия. Но почему я, русский человек, испытываю искреннюю скорбь по этому поводу? Почему, когда мы говорим "королева" - мы в первую очередь вспоминаем Королеву Елизавету вторую, а не ее Величество Дании или Тайланда?
Кто в 90ые учил английский в школе по учебнику Happy English, может вспомнить особый трепет к королевской семье, английскому этикету и обычаям, в которых, казалось, мы разбирались не хуже, чем в своих. Возможно, мне повезло со школьным учителем по английскому.
Нашла в отсканированном виде тот самых Happy English, с фотографией Дианы и еще маленьких Гарри и Уильяма, снимками с улиц Лондона, ностальджи! Не удивительно, что когда я оказалась в столице Великобритании - все казалось таким родным и знакомым.
Лондон изучала в два захода. В первый приезд я была обескуражена количеством бездомных и мигрантов. Какой-то нищий сначала просил, потом требовал у меня мелочь в магазине, ткнув в меня пальцем, когда я отнекивалась. Меня потряхивало от такого вторжения в мои личные границы, а кэша у меня и вправду не было. Современный облик столицы Великобритании меня так разочаровал, что в следующую поездку я решила не губить свои детские фантазии, поселилась в самом центре и ходила исключительно по туристическим местам. Обычно в зарубежных поездках мне интересно узнать настоящую жизнь страны, Англиея - исключение. Бренд британской монархии настолько мне дорог с детства, что я боюсь разрушить этот идеальный образ, и хочу законсервировать его в том виде, в каком я к нему прониклась.