Печать в газетах и журналах – первый формат подачи поэзии читателю
Сложность Поэзии
С этого ракурса посмотрим на Поэзию, как некую Систему, объективно стремящуюся к #самообновление (хотя автор и не чувствует в себе морального права выступать в роли её историка).
Попробуем отследить основные вехи сложности поэзии, когда, как и при каких обстоятельствах #Поэзия приобретала черты большей дифференциации и интеграции.
«#Пушкин – наше всё!»
Гений Пушкина, помимо всего прочего, ценен ещё и тем, что своим творчеством будто бы перечеркнул все «наработки» своих предшественников.
Действительно, кто был «до Пушкина» в русской словесности? Школьные отличники, безусловно, вспомнят пушкинское «старик #Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
Ок, хорошо, «до Пушкина» был Державин, хотя его «индекс цитирования» заметно меркнет на фоне «Солнца русской поэзии».
К слову, хоть кто-то из читателей может воспроизвести любой опус Гавриилы Романовича наизусть? А хотя бы перечислить наиболее значимые его работы?.. Поэтому за «точку отсчёта» Пушкина и возьмём.
Поэзия времён Пушкина
Каковой была Поэзия в пушкинские времена? Возможна, она носила некий налёт салонности, когда поэты читали свои стихи на различных светских раутах и балах.
Хотя в своих оценках автор, повторимся, может и ошибаться, ибо – не эксперт.
Однако пушкинское «поэтов любят все, питают – лишь журналы» прозрачно намекает на её печатный уклон, #публикация стихов в журналах, как правило, тематических. Типа #поэтические сборники
#Печатный формат Поэзии
Иными словами, основной формой подачи поэтического материала являлась печать в различных поэтических сборниках и #альманах , публикация стихов посредством набора текста.
Стоит отметить, что именно этот, «печатный» формат Поэзии – публикация стихов – существует вплоть до начала прошлого, XX века.
Подтверждением чему является основание таких литературных альманахов, как «Весы» (1904 – 1909 годы) и «Скорпион» (1900 – 1916 годы), издаваемые меценатом С.А. Поляковым при фактическом руководстве #Валерий Брюсов
Недостатки поэтической печати
Здесь стоит отметить, что чтение опубликованного стиха, что называется «с листа» - удовольствие ещё то…
Надо поймать ритм, который «берётся», как правило, на втором – третьем четверостишьи, оценить поэтические образы, которые парадоксально на начальном этапе достаточно скудны, ибо «бомба» автором откладывается на завершение.
Если где-то ещё и нарушена рифма и «сбит» ритм, читательский #запал и вовсе нивелируется.
Пока не услышал…
Так, «Чёрного человека» Есенина я пытался начинать читать как опубликованный стих, «с листа» раз… двадцать! И никогда не уходил дальше «чёрный человек спать не даёт мне всю ночь».
«Чё за хрень?!!» - восклицал я, и Есенин возвращался на книжную полку «до лучших времён». Пока не услышал «Чёрного» в исполнении Безруков … Впрочем, мы отвлеклись.
Что же происходит с Поэзией потом?