В апреле на экранах TheatreHD гостит балет Джорджа Баланчина “Сон в летнюю ночь” в исполнении балетной труппы Парижской оперы. Зрелище это сколько изящное, столь и увлекательное. Рассказываем несколько фактов об этом в высшей степени любопытном и совершенно весеннем спектакле.
1. Это редкий сюжетный балет великого хореографа XX столетия Джорджа Баланчина. Обычно он предпочитал чистый бессюжетный танец. Перепитии историй и балетные условности сюжетов мало интересовали его, Баланчин экспериментировал с формой. Но несколько исключений все же было. Среди них “Щелкунчик”, ставший обязательной традицией в США на Рождество именно с балета Баланчина, и “Сон в летнюю ночь”.
2. В “Сне в летнюю ночь” в хореографии Петипа Джордж Баланчин (тогда Георгий Баланчивадзе) танцевал в детстве, и детские воспоминания заставили его создать своего рода подношение тому спектаклю. От Петипа тут ничего нет, но достоинств спектакля это не умаляет. Баланчин не мог с уверенностью сказать, какого персонажа (кажется, эльфа) танцевал в детстве, зато с легкостью цитировал наизусть целые куски из “Сна” в русском переводе. Двадцать лет он вынашивал идею своего “Сна в летнюю ночь” и перебирал все музыкальное наследие Мендельсона в поисках тех произведений, что совпали бы по духу с его же пьесой, слишком короткой для двухактного балета.
3. Не только для Баланчина “Сон в летнюю ночь” был делом юности. Феликс Мендельсон, на чью музыку поставлен балет, написал увертюру в возрасте 17 лет! Увертюру, которая определяет и задает характеры всех персонажей истории. Его любовь к “Сну” тоже была родом из детства, из детских игр и домашнего театра. Собственно, ничего кроме увертюры Мендельсон писать и не собирался, и вернулся к этому сюжету спустя 17 лет по просьбе высочайшей особы - короля Вильгельма IV. Кстати, вы знали, что всем известный Свадебный марш Мендельсон написал именно для этой пьесы?
4. Композиционно “Сон в летнюю ночь” решен в традициях больших императорских балетов: первое действие - сюжетное, второе формально - свадьбы героев, а по факту чистый дивертисмент. Честно скажем, шекспировскую историю Баланчин пересказал пунктирно - но внятно, красиво, легко и смешно, так что дух знаменитой комедии никак не пострадал, а кое-что и приобрел. В самом деле, кто изобразит легконогих эльфов (и особенно прелестного, лукавого Пака!) лучше балетных?
Второй же акт - это чистый Баланчин в его привычной зрителям форме. Видевшие большие балеты этого хореографа, например, “Симфонию до мажор” (Хрустальный дворец”) или “Драгоценности” без труда узнают фирменные приемы. Не сдерживаемый уже рамками сюжета, Баланчин дает волю своему любимому “чистому танцу”, развернутым кордебалетным сценам и изящным трюкам вроде коллективного фуэте.
5. В кинотеатрах TheatreHD сейчас можно посмотреть “Сон в летнюю ночь” в исполнении труппы Парижской национальной оперы - одной из лучших балетных трупп мира. Рискнем утверждать, что французы придают этому спектаклю особое очарование и шарм - не говоря уже о потрясающей мелкой технике, как нельзя больше соответствующей стилю этого спектакля. В балете, снятом для кино, занято целое созвездие артистов Парижской оперы - семь этуалей, немыслимое дело! Уго Маршан, Элеонора Аббаньято, Летиция Пюжоль, Карл Пакетт, Алис Ренаван, Стефан Буйон - и лукавый Эмануэль Тибо в роли Пака.
6. Костюмы для спектакля делал Кристиан Лакруа. Знаменитый кутюрье много лет сотрудничает с различными театрами, в том числе, с Комеди Франсез и Парижской оперой. В случае со “Сном в летнюю ночь” развернуться в полную мощь Лакруа не дали, нужно было сохранить стиль, придуманный для оригинальной баланчинской постановки. Тем не менее, получилось здорово - и с каким-то особенным весенним настроением (да, да, существует теория, что все события “Сна в летнюю ночь” на самом деле происходят весной.
PS. Комедия в балете - история довольно редкая. Тем больше удовольствие от спектакля, где можно не сопереживать героям, а смеяться над их приключениями. Ну и возможность посмотреть на большом экране действительно красивый, виртуозный, очень весенний по настроению спектакль - чем не причина?