Перевод названия Лабытнанги, - Семь Лиственниц, - явно указывает, что место нынешнего города много значило для хантов: лиственница - священное дерево, семь - священное число, да и на другом берегу Ангальский мыс, где жил дух Оби, направлявший вверх по реке рыбу. Но нынешний Город Семи Лиственниц - порождение 501-й Стройки 1947-48 годов, по воле Хрущёва ставший не транзитной станцией Трансполярной магистрали у моста через Обь, а завершением тупиковой ветки.
В 1952 году он стал ПГТ, в 1956-72 был частью Салехарда, а затем снова обособился уже в статусе города. И хотя логичнее было бы называть станцию Салехард, она по-прежнему Лабытнанги - и в этом есть надежда, что рано или поздно поезда отправятся за Обь. Вид с перрона в сторону Большой земли:
Вокзал Лабытнанги хотя и построен в 2001-04 годах на месте деревянного трансполярного "теремка", а всё-таки сам по себе очень интересен, я бы сказал - один из самых запоминающихся вокзалов России.
Он красив - потому что всё это не выпендрёж, а функционал: ведь тут уже вечная мерзлота, её верхний оттаивающий (летом или от тепла дома) слой ненадёжен, и потом дома на Крайнем Севере строят на сваях, вбитых до стабильно мёрзлых слоёв. Вокзал - крупнее и тяжелее обычного дома, поэтому усилен ещё и двумя дугами, как у моста.
От непогоды крыты не только платформы, но и проход к ним от вокзального крыльца. Станция, как видите, на берегу... но не Оби, а реки Вылпосл, за широкой поймой которой уже Обь, грузовой порт и конец железной дороги.
Вестибюль - под зданием, с аж тремя рядами дверей:
В небольшом зале ожидания ждут своих поездов вахтовики с месторождений и спустившиеся с гор Полярного Урала туристы:
А мы пойдём в город. У Лабытнанги есть хорошо заметная главная ось - уходящая вверх от вокзала Первомайская улица. И если первый на ней дом - развалившаяся избушка, то вторые и третьи выглядят уже как-то так - мы всё-таки в богатейшем регионе России:
Через пару кварталов - Старо-Георгиевская церковь, образец деревянного сталианса - перестроена в 1990-х годах из ДК Лесобазы, возможно ровесника города:
Очень люблю такие архитектурные парадоксы. Общее свойство - именно в стремлении сохранить облик советского здания, "вживив" в него звонницу, купола и кресты максимально осторожно.
Дальше ещё на несколько кварталов глазу зацепиться не за что. Потом начинается сквер, открывающийся мемориалом Победы:
Длинный дом за сквером в одном подъезде содержит ЗАГС, а в другом - музей. Первый оформлен "скамьёй любви", второй простенькими деревянными скульптурами.
Всё указывает на то, что мы подходим к администрации на центральной городской площади Нака, памятник которому прилагается:
Владимир Нак - это отнюдь не селькупский революционер или ненецкий писатель, а вполне себе московский инженер-строитель, руководивший стройкой самой северной в мире железной дороги Обская-Бованенково, начальный пункт которой от Лабытнанги совсем недалеко (а больше ничего и не увидеть - линия сугубо ведомственная, к месторождения "Газпрома"). Он умер в 2010 году, и в честь него переименовали площадь в Лабытнангах (раньше-то, поди, Ленина была) и станцию Юрибей, которая теперь станция Владимир Нак. Полтысячи километров по вечной мерзлоте, по голой плоской тундре с ветрами и пургой, да 4-километровый мост на реке Юрибей (впрочем, сам мостовой переход всего 300 метров, остальное - подходы) - создатель всего этого действительно достоин памятника. Вид с обратной стороны, на фоне городского ДК "Победа":
Лабытнанги - город весьма холмистый, всё же стоит на отрогах Урала. Вид с площади дальше по Первомайской:
Довольно стильное позднесоветское (или даже 1990-х) здание невыясненного назначения:
"Орбита " за пустырями по левую руку:
И Ново-Георгиевская церковь (2008), у которой я повернул обратно в сторону вокзала:
Просто городские пейзажи центра Лабытнанги - дворы и улицы, дома на сваях, узоры красным кирпичом по силикатному, и в целом довольно опрятный и ухоженный вид:
Как видите, в основном застройка Лабытнанг сплошь советская, причём в довольно узнаваемом стиле. Но впечатляют тут и новостройки, дары нефтегаза, и в большинстве своём это какие-то общественные здания и социальные объекты типа школ, поликлиник или в крайнем случае досуговых центров:
Самая масштабная строится как раз на пустыре между площадью Нака, Новой церковью и "Орбитой":
И в принципе так выглядит большая часть Лабытнанги... но не весь город. Меня почти случайно занесло в район за железной дорогой. Здесь и не пахло ни нефтью, ни газом - стоит как стоял угрюмый северный барачник:
Там, где живут рыбаки, часто можно видеть лодки во дворах. Тут на лужайке лежит целый катер:
Откуда-то вылезли розовые свиньи. "Две помойки, три яранги - это город Лабытнанги" - народный стишок времён освоения Севера в этом районе ещё актуален.
За оврагом - зона:
И её обитатели. А в соседнем посёлке Харп - и вовсе знаменитая "Полярная Сова".