Увлекательную возможность увидеть прошлое предоставляют нам старинные цветные литографий, которые зачастую отражают существовавшую действительность почти с фотографической точностью.
Одна из таких литографий досталась мне в наследство. На ней изображен Свято-Пантелеймонов монастырь около горы Афон в Греции. В православии эту гору считают "землей Богородицы", по которой кроме нее не ступала ни одна женщина. Поэтому сверху в центре на облаке художник изобразил Богородицу, простершую над монастырем покрывало, защищающее его от бед.
Слева от Богородицы — Святой Пантелеймон-целитель, именем которого назван монастырь. Справа — Святой апостол и евангелист Лука с посохом и книгой в руке.
Выбор именно Святого Луки, вероятно, связан с тем, что в конце 19 века, после того как настоятелем Свято-Пантелеймонова монастыря стал архимандрит Макарий (в миру Михаил Иванович Сушкин), монастырь превратился в крупный центр печатной деятельности, типография которого издавала значительными для того времени тиражами не только религиозную литературу, но и "печатные листы" — литографии и гравюры на религиозные темы.
Весьма вероятно, что литография, о которой я вам здесь рассказываю, была изначально создана в Свято-Пантелеймоновом монастыре, а затем по договоренности с монахами (или без оной) начала тиражироваться и в Одессе.
Собственно, вполне уместным изображением Богородицы и святых на облаках религиозно-мистическая составляющая этой литографии и ограничивается. Все остальное, как я уже говорил, с почти фотографической точностью отображает реальность.
Это становится понятно, если сравнить эту литографию с современными фотографиями Свято-Пантелеймонова монастыря.
Те же постройки, та же набережная, и даже мол, хоть и стал ниже, но на том же месте. И это несмотря на то, что между литографией и современными фотографиями прошло более ста лет...
А теперь о кораблях и монахах...
На литографии изображен, стоящий на якоре около каменного мола, пароход. С мола на него переброшены сходни, по которым несколько человек переносят с парохода мешки. За ними наблюдает монах.
Около мола лодка с двумя монахами. За ними видна шхуна со спущенными парусами. На ней и на пароходе художник с большим знанием дела выписал такелаж, что позволяет предположить, что он был не чужд морскому делу.
На берегу стоят несколько людей в монашеской одежде. По дороге в центре этого фрагменты два монаха едут на осликах. Около одного из них стоит человек с тростью, одетый, вероятно, в национальную греческую одежду.
К сожалению, на борту парохода нет названия, а на мачтах вымпела или флага.
Поэтому, скорее всего, пароход не монастырский, так как монастырские суда, изображенные на литографии, ходят под монастырскими вымпелами, как, к примеру, вот эта красавица шхуна.
Обратите внимание, что ее экипаж из трех человек целиком укомплектован монахами.
На этом же фрагменте также изображена лодка, которой мастерски управляются также монахи.
И это неудивительно, потому что в те времена было не редкостью, когда закончившие флотскую карьеру моряки, не сумев обзавестись семьями, уходили в монастыри.
Например, в Свято-Пантелеймоновском монастыре одно время состоял на службе инок Аникита, который в миру был князем Сергеем Александровичем Ширинским-Шахматовым. В тринадцать лет его отдали в Морской корпус, после окончания которого он служил на флоте, а затем преподавал в том же корпусе. По отзывам современников, являлся поэтом "с дарованием необыкновенным... После Ломоносова и Кострова никто счастливее князя Шихматова не умел слить в одно целое наречия церковное и гражданское...". Серьезно занимался литературоведением, состоял действительным членом Императорской Академии наук... В 1828 году, в сорок пять лет, дал вольную своим крепостным и принял монашеский постриг.
И это только наиболее известных случай и именно по тому монастырю, о котором я рассказываю.
Так что нет ничего удивительного в том, что свято-пантелеймоновские монахи умело управлялись с парусами и веслами. И не только.
На литографии мы также видим паровой катер.
Катером управляют два монаха, которые находятся позади надстройки с дымовой трубой, из которой вдоль акватории стелется белесая ленточка дыма. По этой ленте, а также по разбиваемой с брызгами форштевнем катера чуть колышащейся водной глади видно, что катерок идет довольно стремительно. И лично мне он чем-то напоминает минные катера, которые русские моряки успешно применяли во время русско-турецкой войны 1877 года. А если учесть, что Свято-Пантелеймонов монастырь находится на побережье Эгейского моря, от которого не так уж и далеко до Босфора с Дарданеллами... (Читайте мою заметку "Зачем России Босфор и Дарданеллы").
В конце 19 — начале 20 века Свято-Пантелеймонов монастырь, если так можно выразиться, находился на пике своего развития. Службу в нем проходило около двух тысяч монахов из России. Сегодня (если ошибаюсь, поправьте) таких там около сотни.
Но это уже другая история...
(Читайте мою заметку "Теология и война" ).
Заходите на мой канал "Путешественник во Времени ", комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь ссылками в соцсетях...