Динара Асанова — талантливый советский режиссер. Вы наверняка смотрели хотя бы один из ее фильмов: «Пацаны», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Некудышная», «Дети раздоров»...
Она снимала полнометражные картины про трудности жизни подростков, рассказывала о сложных моментах, которые преследуют их на пути взросления.
Но так получилось, что своего собственного сына она не уберегла от тяжелой судьбы. Асанова прожила недолгую жизнь и многое не успела сделать. Но главное, ее любимый Анвар в 13 лет остался совсем один, никому не нужным подростком. Даже отцу, который в итоге бросил родного сына на улице, лишив законного жилья, принадлежавшего его матери.
Почему так произошло?
Динара Асанова была очень нестандартным режиссером. Мало кто в Советском Союзе обращал внимание на социальную и психологическую незащищенность подростков и, уж тем более, редкие режиссеры брались за сценарии, связанные с подростковыми проблемами.
«Чучело» будет значительно позже, в 1984 году. А дебютная полнометражная картина «Не болит голова у дятла» выйдет уже в 1974. История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником. Целыми днями барабаня по собранной из мусора ударной установке, мальчишка вслушивается в стук дятла и находит музыку в скрипе железных ворот. Он влюблен в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная картина.
Несмотря на то, что Асанова не входила в элиту советской режиссуры, просто не успела, она умудрялась собирать на площадке самых талантливых актеров. В ее фильмах снимались Екатерина Васильева, Елена Цыплакова, Светлана Крючкова, Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков, Валерий Приемыхов, Марина Левтова, Алексей Петрено и многие другие.
Она жила своим кино, никогда не воспринимала съемочный процесс как работу. Ей нравилось пахать по двадцать четыре часа в сутки. Нравилось переснимать не получившиеся кадры. Когда все члены съемочной группы падали с ног от усталости, Динара не могла остановиться, так ей хотелось добиться идеального результата. И она добивалась. Ее фильмы были драматичные, до дрожи честные, без надуманных диалогов.
Вот как Динара Асанова говорила о своей профессии: «Кино – это жизнь, которая течет вместе со мной, та кровь, которая дается мне жизнью других людей. Поэтому не очень люблю свою профессию. Но от кино я никуда не уйду, ему посвятила свою жизнь, забыв о себе».
Спешила. Она очень спешила жить и творить, потому что чувствовала, что немного ей отмеряно. В 21 год Динара пережила клиническую смерть, но, к счастью, родные тогда успели вызвать помощь и ее вытащили. Однако после случившегося Дика, как называли ее друзья, не раз говорила, что долго не проживет, отводя себя не более 45 лет на земле. К сожалению, она практически угадала возраст, в котором уйдет.
Гонка на съемочной площадке, страсти в личной жизни
Динара Кулдашевна была сильным человеком. Нечто мужское в характере режиссера проявлялось и при общении с противоположным полом: она не кокетничала и не заводила романов ни на работе, ни на учебе, умея дружить, а не влюбляться.
Художник-график Николай Юдин появился в жизни Асановой, когда ей было уже около 30 лет.
Кажется, в этих отношениях Динара, наконец, вспомнила, что она женщина, ей хочется любить и быть любимой. Но, как часто бывает у творческих личностей, без страстей у этой пары жить не получалось.
Роман больше напоминал пожар, ураган, стихийное бедствие. Они любили друг друга, но слишком бурно ссорились, а потом также бурно мирились, и все для того, чтобы назавтра поссориться вновь.
Все были уверены, что они не смогут быть вместе, и их расставание – дело времени. Но Динара и Николай все-таки стали официально мужем и женой.
В 1971 году у них родился красавец сын, которого назвали Владимир. Но мама называла его Анвар, что переводится как «лучезарный».
Увы, пылкий жених Николай оказался не самым хорошим отцом и мужем. Его мало интересовала бытовая сторона семейной жизни. Да и воспитание сына полностью легко на плечи Динары.
И это при том, что Асанова практически не останавливала работу над картинами.
Динара была вынуждена возить крошечного сынишку с собой на съемки. Фактически тот вырос у мамы на съемочной площадке. Они никогда не расставались. С трех лет Анвар снимался в маминых картинах, в общей сложности мальчик сыграл в шести фильмах. Например, в ленте «Ключ без права передачи» он был киношным сыном самой Елены Прокловой.
Анвар действительно был одаренный, хорошо держался перед камерой.
А вот своего отца он никогда не принимал. Динара пыталась наладить их взаимоотношения. Но малыш был привязан только к матери.
Конечно, такой брак, в котором мужчина отстраняется от всего, что связано с женой и ребенком постепенно начал разваливаться. Динара понимала, что развод неизбежен и часто говорила об этом близким друзьям.
Но она не успела это желание осуществить. Сердечный приступ случился неожиданно, без каких-либо предпосылок, прямо на съемках фильма «Незнакомка», который так и не увидел свет.
На сей раз помочь Динаре не успели. Ей было всего 42 года.
Это тяжелое событие перевернуло жизнь ее единственного и до бесконечности любимого сына.
Когда Анвар остался без мамы, практически в одиночестве, ему было всего 13 лет. Увы, его отец не собирался принимать участие в дальнейшей судьбе ребенка. А жил он, между прочим, в трехкомнатной квартире в центре Ленинграда, доставшейся Динаре Асановой от «Ленфильма» по очереди.
Из воспоминаний старшей сестры Динары Асановой Клары: «Отец не пускал Анвара на похороны мамы. Мы еле добились, чтобы ребенок проводил ее в последний путь».
Владимиру (Анвар) светил детский дом, но все-таки его взяли на воспитание родственники.
Но Кыргызстан не стал домом для Анвара, который сильно изменился после потери единственного близкого ему человека. Сначала он жил у тети, затем у бабушки.
Семья, как могла пыталась помочь подростку, но тот так и не смог оправиться после потери. Практически год ребенок ни с кем не разговаривал, сидел в своей комнате, не отрывая взгляда от пустой стены или на весь день закрывался в ванной.
Родственники были напуганы таким поведением и, видимо, желая парню только добра, отправили Анвара в лечебницу, где ему сделали лишь хуже, «наградив» психической травмой и неприятием людей.
Когда Анвар подрос, то сразу же вернулся в Ленинград.
Первым делом пошел к отцу, с которым не общался много лет. Однако, родитель даже в дом сына не пустил, просто выгнал из подъезда.
До конца непонятно, почему общий сын супругов лишился права на квадратные метры в северной столице. Известно лишь то, что из квартиры на Большой Пушкарской улице наследника культового режиссера Динары Асановой выписала мачеха.
Юноша фактически остался на улице в большом городе. Постепенно превращаясь в бродягу, спал по подвалам и чердакам. Питался с помойки. Анвар много лет переживал кончину мамы и предательство отца.
И однажды его сознание не выдержало реальности, случился психологический срыв. Анвара привезли с улицу прямиком в психбольницу, долго лечили, а потом выпустили... снова на улицу.
В поисках пристанища он уехал из Ленинграда в область, нашел старый брошенный дом в глухой деревне. Там и жил, зарабатывая на пропитание работой у дачников. Потом в доме случился пожар, и юноша на какое-то время ночевал в ржавом каркасе автомобиля скорой помощи. И уже позже прибился к одному из местных монастырей, где и живет по сей день. Ему по-прежнему помогают родственники из Кыргизстана, но он все-равно живет на грани бедности.
Сейчас наследнику именитого режиссера Асановой Владимиру 49 лет. Мужчина не любит общаться с прессой, которая частенько делает попытки взять у него интервью.
Лишь однажды бросил фразу о том, что до сих пор вспоминает свое счастливое детство, когда путешествовал с мамой по стране с ее съемочной группой.
Второй женой Николая Юдина, отца Анвара, стала женщина по имени Юлия. Они прожили вместе 18 лет.
Своего отца Анвар больше не навещал никогда и ничего у него не требовал. Не мог простить ему предательства. Самое интересное, Николай Юдин считал, что это отпрыск бросил его, когда тот серьезно заболел и на этом основании завещал все имущество, которое частично принадлежит Анвару, второй жене. Включая большую квартиру Динары Асановой, которая находится в центре современного Санкт-Петербурга.
Отца Анвара уже нет в живых.
Динара Асанова — обаятельный человек, любимая ученица Михаила Ромма, она умела очаровывать людей и находила контакт даже с самыми несговорчивыми. Как режиссер успела снять всего 10 фильмов, но зато каких…
Фото взяты из открытых источников Интернет.
«Я смирилась, молчу и подчиняюсь…» Правда о жизни с богатым мужем
Давайте начистоту, зачем им мы, взрослые тетки
Мужчинам не нравится запах слез. 8 вещей, которые влекут нас друг к другу на подсознательном уровне
Прелесть первого брака можно оценить только во втором
Бывшая жена мужа никак не может понять, что она бывшая
Что мешает женщине в полной мере наслаждаться близостью с мужем после родов
5 качеств одинокой женщины, которые мужчина высоко ценит
Почему в «треугольнике» мне больше жаль «разлучницу», чем законную супругу