Найти тему
Заметки Моргора

Если Ярило – бог, то бог чего?

Как Вы думаете, уважаемый читатель, если Ярило – это всё-таки бог (см. нашу прошлую статью), то чем непосредственно заведует, как небожитель?

Самое, пожалуй, распространённое мнение, что Ярило – это бог Солнца.

Позволю себе процитировать Льва Прозорова (цитата из его книги «Боги и касты языческой Руси»):

Ярило – один из известнейших славянских Богов; но с ним же связано и одно из известнейших заблуждений в области славянской мифологии, закреплённое популярной и художественной литературой, а ныне – и иными произведениями «славянского фэнтези». Я говорю, конечно, об отождествлении Ярилы с Солнцем. Живучестью своей этот миф (на сей раз не в смысле священного предания, но лишь в смысле устойчивого и распространённого заблуждения) обязан замечательной пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» (1873 год). Тот, кто не видел её постановок и посвящённых им рисунков и декораций Виктора Васнецова и Николая Рериха, не слышал великолепной музыки Римского-Корсакова, тот наверняка хоть раз в жизни видел игровой или рисованный мультипликационный фильм по мотивам этой пьесы. И чуть ли не на уровне подкорки врезалось в память многих поколений русских людей – в первую очередь неравнодушных к родной культуре – торжественное песнопение:

Свет и сила,
Бог наш Ярило,
Красное Солнце наше,
Нет тебя в мире краше!

Пьеса, что и говорить, гениальна. Однако нельзя использовать её как учебник по Языческому прошлому славян. Берендеи – не славянский идиллически-мирный народец, а степные кочевники, осаженные на землю по границам Руси киевскими князьями за военную службу. Лель – не юный пастушок, а Богиня любви Леля, дочь покровительницы космической и семейной гармонии Лады. Да и Ярило имел с Солнцем очень мало общего. Как мы с вами видели, читатель, Царь-Солнце, Хорс Даждьбог, выступал, помимо прочего, как установитель брачных норм и суровый преследователь их нарушителей. Ярило же, как мы сейчас увидим, считался покровителем буйных разгульных праздников, на которых и супружеская измена если не поощрялась, то допускалась. Солнечное Божество и Ярило в этом плане составляют скорее противоположность – но не враждебную, антогонистическую, а взаимно дополняющую друг друга – как, соответственно, аполлоническое и дионисийское начало в Древней Греции. Главные праздники Ярилы – в конце апреля и в начале июня – плохо соотносятся с солнечным культом. Что до Островского – он писал с оглядкой на популярные тогда сочинения мифологистов так называемой солярной (солнечной) школы, видевших Солнце (или тучу, или гром) решительно во всех персонажах славянского (и не только) фольклора.
Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова
Скульптура «Ярило» в парке «Украинская степь»
Скульптура «Ярило» в парке «Украинская степь»

Когда я был куда менее начитанный в плане серьёзной исследовательской литературы, я недоумевал: если Ярило – бог Солнца, то как же Даждьбог? Они что, вдвоём одной стихией управляют? На интернет-просторах быстренько нашлись мудрющие мудрецы, которые разъясняют всем желающим и – особенно! – нежелающим, будто бы богов Солнца у славян имелось ажно четыре штуки: Солнце новорожденное, Солнце молодое, Солнце зрелое, Солнце старое (Ярило, дескать, это бог Солнца молодого). В ряды «славянских богов Солнца» отдельными мыслителями зачисляются и Святовит, и Коляда, и Купала, и совсем непонятный мне Тарх.

Вся эта множественность Солнц всегда вызывала у меня сомнения, поскольку она (множественность Солнц), по моему мнению, ассоциировалась у древнего человека с жуткими катастрофами.

Взять, к примеру, миф о Гелиосе и Фаэтоне. Если вкратце, Фаэтон, будучи сыном бога Солнца Гелиоса, выпросил у отца порулить светилом. С управлением закономерно не справился, отчего загорелась Земля. Богиня Земли Гея воззвала к своему внуку Зевсу, и тот был вынужден сразить Фаэтона верной молнией.

Падение Фаэтона. Питер Пауль Рубенс
Падение Фаэтона. Питер Пауль Рубенс

В рассматриваемом контексте миф как бы говорит: бог Солнца может быть только один. Кто-то может мне возразить: а как же, мол, Аполлон? Заявляю сразу: Аполлон – бог света, а не бог Солнца (можете проверить).

Другой пример – один из подвигов Хоу И, героя уже китайских мифов. Помнится, в детской энциклопедии, на страницах которой я впервые познакомился с этим персонажем, его наделили эпитетом «китайский Геракл». Хоу-И, будучи искуснейшим лучником, занимался истреблением различных чудовищ. Однажды ему пришлось отстреливать Солнца (коих изначально было десять штук), поскольку им наскучило облетать мир поочереди, и они решили порезвиться все вместе (отчего заполыхал вселенский пожар).

Хоу И целится в Солнце, имеющее вид трёхлапого золотого ворона
Хоу И целится в Солнце, имеющее вид трёхлапого золотого ворона

Мне могут попенять: причём тут греки, причём тут китайцы, у нас своя цивилизация, своя культура, свой путь. Однако я с детства, обожая читать книги по мифологиям разных народов, не мог не подмечать некоторых схожестей сюжетов, даже если культуры разделены изрядными расстояниями и никак не могли влиять друг на друга в древности, и пришёл к выводу: люди, жившие в бесконечно далёкие от нас времена, мыслили в чём-то одинаково. Одинаково боялись грома и представляли божество грозы возглавляющим пантеон, одинаково испытывали священный трепет перед огнём, согревающим жилища, одинаково полагали, что Солнце может быть только одно, иначе – хаос.

Впрочем, я несколько отвлёкся.

«Сфера влияния» Ярилы легко угадывается, исходя из самого этого имени. С Вашего позволения, снова приведу цитату из «Богов и каст языческой Руси» Льва Прозорова:

Ярь – это весна, зелень, вешний хлеб, желание, похоть, ярец – май, яр – жар. Слово «ярь»-весна схоже с немецким (yahr), английским (year) обозначением года, отсюда же греческое «эра». Переярок – волчонок, переживший одну весну, а овечка, пережившая весну, – ярка. Яро – шибко, быстро, скоро, ярун – похотливый (или токующий тетерев, или бык-производитель), ярость – гнев и похоть, яриться – чувствовать похоть, сербское слово «ярич» обозначает любовный жар. Греческое слово «эрос» и латинское «эрекция» родственны имени русского Бога.

А вот как определяет «подведомственность» Ярилы и святого Юрия (как его «христианского заместителя») фольклорист, мифолог и филолог Елена Евгеньевна Левкиевская в книге «Мифы русского народа»:

После принятия христианства некоторые черты Ярилы воспринял св. Юрий (Георгий). Во-первых, этому способствовало созвучие и смысловое сходство имен Ярилы и Юрия: слова с корнем юр- имеют значения, сходные со словами, образованными от корня яр. В народном культе св. Юрия также можно усмотреть черты Ярилиных игрищ. Например, в Полесье весной, на Юрьев день принято было кувыркаться и попарно парень с девушкой кататься с боку на бок по полю. Местные жители так объясняли смысл праздника: «Катались на Юрия по житу. Раненько, до восхода солнца. С хлопцем покатаешься чтоб хлопец любил. Чтобы любились, чтобы «прикочнулся» ко мне, чтобы взял меня замуж».

Во-вторых, народный культ приписывал св. Юрию покровительство урожайности нив и плодовитости скота. В церковном календаре св. Юрию было посвящено два праздника
весенний и осенний (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.), и приходились эти даты как раз на начало и конец тёплого времени года, а следовательно, и сельскохозяйственных работ. Пастбищный сезон продолжался от «весеннего Юрия», когда скот первый раз по весне выгоняли на пастбище, до «осеннего», когда скот на зиму загоняли в хлев. «Весенний Юрий» начинал лето. В народе считали, что у св. Юрия хранятся ключи, которыми он отмыкает весну и землю, скованную зимними холодами. В белорусской песне Юрия просят: «Подай, Юрью, звонки ключи, отомкнуть красну весну, тёплое лето».

Часто в разных книгах приводится ответ одного из участников Ярилиных игрищ на вопрос этнографа, кто же такой Ярила: «Он, Ярила, любовь очень одобрял».

А вот что писал о Яриле советский (затем российский) филолог и историк культуры Елеазар Моисеевич Мелетинский в своём мифологической словаре:

Эротическая символика Я. проявляется и в непристойностях, сопровождающих его праздник, в речениях, пословицах, загадках (ср.: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело); «Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины) и т. п.).

Также Мелетинский отмечает:

Характерно, что при всей популярности Я. как ритуального персонажа вплоть до 20 в. он никогда не зачислялся в разряд богов, и официальные источники не упоминают его вообще среди русских божеств. Напротив, он выступает как персонаж неофициальной «низшей» обрядности с сильным развитием обсценных черт. Тем не менее, многое говорит в пользу исконного божественного статуса Я. Как предполагают, это имя служило эпитетом, определявшим, видимо, громовержца Перуна, который, как и ряд других аналогичных персонажей, сочетал в себе функции бога плодородия с воинскими функциями.

Подытожив всё вышеприведённое, сделаем вывод. Если Ярило – бог, то он бог весны, пробуждающейся природы, плодородия и сексуальной энергии, которому в определённой степени не чужда связь и с воинственностью, воинским делом, гневом. Лично я бы провёл такую аналогию: если Перун – покровитель княжьей дружины, профессиональный воин, сражающийся на постоянной основе, то Ярила – ополченец, которого в связи с наступлением военного времени и всеобщей мобилизацией отрывают от труда землепашца и скотовода, от весёлой жизни неунывающего селянина.

Иллюстрация Игоря Ожиганова
Иллюстрация Игоря Ожиганова