Найти тему
Буддизм. Amida Times.

Об утверждениях «истинная природа человека — природа Будды» и «Чистая Земля существует только в нашем сознании»

Приветствую всех читателей и подписчиков данного канала!

Сегодня - продолжение перевода книги Эйкена Кобая "ПОНИМАНИЕ ДЗЁДО-СИНСЮ".

Приятного и познавательного чтения!

----------------------------------

В предисловии к главе О Вере «Кёгёсинсё» Достопочтенный Учитель писал:

К несчастью, люди этой последней эпохи — как миряне, так и священники с религиозными учителями — хоронят себя, считая, что истинная природа человека — природа Будды, или, что Чистая Земля Будды существует только в нашем сознании . Поэтому они возводят клевету на истин­ное учение Чистой Земли. Они пребывают в заблуждениях, занимаясь созерцанием и прочими практиками, совершением добрых дел, и находятся в полном неведении относительно алмазоподобной Истинной Веры-Синдзин.

В этом отрывке Достопочтенный Мастер критикует тех, кто отрицает учение Чистой Земли, придерживаясь Пути Мудрецов, и тех, кто внешне следует учению Чистой Земли, но всё ещё цепляется за «личные, эгоцентричные усилия» (дзирики). Конкретно, Синран опровергает следующие два взгляда:

  1. «не существует Чистой Земли, кроме той, что находится в нашем сознании» (юйсин-но-дзёдо ), и
  2. «наша истинная природа — это Будда Амида» (косин-но-мида ).

Автоматически вместе с этим отвергаются и положения о «возрождении в Чистой Земле в настоящем» и о «обретении состояния Будды в этом мире».[1]

Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.
Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.

Такие воззрения происходят из учения буддийской школы Тэндай. Она утверждает, что Амида — это «я», «я» — это Амида, и, что Сансара и есть мир Абсолютной Радости (гокураку), а мир Абсолютной Радости — и есть Сансара. Якобы между этими двумя крайностями нет никакого различия, равно как нет различия и между Просветлением и заблуждением.

Мастер Хонэн, отвергавший Путь Мудрецов, также отвергал и эти воззрения. В пятом томе «Ваго Тороку» («Записки света») есть такие строки:

В учении Чистой Земли Будда Амида — это Будда, которого можно обрести только с помощью обретения Веры-Синдзин, не следует искать его каким-либо другим способом. В этом учении Будда Амида — это Просветлённое Тело Ходзо Босацу. Он находится в Западной Чистой Земле и не является ни кем из Будд, о которых говорится в учении Тэндай.

Также в «Сайхо Синан-сё» («Компас на пути к Западной Земле») приведены следующие слова Мастера Хонэна:

Вот почему это учение говорит о возрождении в Чистой Земле. Оно не учит следованию тем или иным «практикам»; оно говорит, что мир Абсолютной Радости (гокураку) существует отдельно от нашего мира Саха, что Будда Амида существует отдельно от нас, и, что он спасает нас от бесконечных перерождений в этом мире через возрождение в его Чистой Земле, где мы достигнем окончательного Просветления.

Как явствует из предисловия к главе О Вере «Кёгёсинсё», Достопочтенный Мастер принял позицию Мастера Хонэна, выраженную в этой цитате, и полностью отверг концепции «истинная природа человека — природа Будда» и «Чистая Земля существует только в нашем сознании». А поскольку он отверг эту позицию Пути Мудрецов, отсюда следует, что в его учении нет и не могло быть ничего о «возрождении в Чистой Земле в настоящем» или «обретении состояния Будды при жизни». Поэтому вызывает удивление, когда люди утверждают, что Достопочтенный Учитель говорил то, чего он не мог сказать ни при каких условиях. Я считаю, что причина этого в неправильном понимании того, что означает «спасение в настоящем». Как было указано ранее, Достопочтенный Учитель определял достижение спасение в нынешнем мире как вступление в «братство благой непоколебимой уверенности» в момент обретения Истинной Веры-Синдзин. Таким образом, не избавляясь от слепых страстей и продолжая оставаться невежественными, мы оказываемся в объятиях Амиды и обязательно возродимся в его Чистой Земле.

Пока мы не задумаемся над тем, какие мы в действительности, мы совершенно не склонны считать себя людьми, «исполненными слепых страстей». Только глубоко размышляя над своей истинной природой мы можем признать неопровержимую правоту этой точки зрения, как и то, что мы не в силах сами избавиться от «слепых страстей». Но только потому, что мы находимся под их влиянием, мы и можем быть спасены. Это очень важный момент! Я считаю, что нет абсолютно никакого смысла рассматривать концепцию спасения без учёта нашей природы и проблем, с которыми мы сталкиваемся в мире.

Концепции о достижении Чистой Земли в настоящем и обретении состояния Будды при жизни, которые подразумевают полное избавление от «слепых страстей» в этом мире, полностью противоречат учению Достопочтенного Учителя. Их придерживаться и обосновывать могут только те, кто не обрели Веру-Синдзин, и, соответственно, не вступили в «братство благой непоколебимой уверенности», не достигли ступени Истинного Определения. Только такие люди могут с уверенностью говорить о достижении тех или иных преимуществ или заслуг в настоящем, которые на поверку оказываются мнимыми и иллюзорными.

----------------------------------

[1] Рассмотрены ранее в седьмом разделе главы 2 (примеч. переводчика).