Найти тему
HR_CLEVER

HR-путь к развитию. Часть 2.

Актуальным вопросом для рассмотрения является обзор понятий «компетенция», «компетентность». Так, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова компетенция имеет несколько значений: 1) круг чьих-нибудь полномочий, прав; 2) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность» [1].

Кроме того необходимо вернуться к истокам, так вектор в образовании, ориентированном на компетенции стал развиваться за счет того, что Н. Хомский в Америке в 70-х г.г. ввел понятие «языковая компетенция», которую он рассматривал, как совершенное знание о родном языке, позволяющее «идеальному говорящему-слушающему» судить относительно осмысленности и правильности высказываний. По мере изучения понятия видоизменялся объем знаний в данной области [2].

Г.К. Селевко формирует непосредственно определение компетентностного подхода как поэтапную реорганизацию, заключающуюся первоначально в передачи знаний и формировании навыков к переходу на создание условий к овладению рядом компетенций, ведущих к развитию потенциала, а также способности устойчивой жизнедеятельности в современных условиях многофакторного рыночно-экономического и инфокоммуникационного пространства [3].

Автор считает, что компетенция является интегральным качеством личности и проявляется в готовности к деятельности, что приобретено за счет опыта и знаний во время периода обучения и направлено на повышение уровня социализации, включая дальнейшее самостоятельное развитие в ходе профессиональной деятельности.

А.В. Хуторской предпочитает различать понятия: компетенцию определяет «отчужденное, предварительно заданное социальное требование, то есть норму к образовательной подготовке специалиста, что необходимо для его эффективной продуктивной деятельности в конкретной сфере, а компетентность как наличие минимального опыта применения компетенции [4].

А.С. Белкин обозначает компетенцию как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность -совокупность того, чем он владеет. Следовательно, приобретение компетенции происходит в результате образовательного процесса, включая жизненный и профессиональный опыт; рост компетентности происходит за счет осознанно приложенных усилий, в результате личностного саморазвития. [5].

Таким образом, ключевой целью компетентностного подхода является формирование не только комплекса знаний и умений, но и овладение ими сотрудником той или иной профессиональной деятельности, в зависимости от развитости базовых soft и hard skills определяется конкурентоспособность работника на рынке труда.

С целью определения целесообразности этапов подбора сотрудников проводится оценка их эффективности, так, предположим, в компании существует следующая система: формирование потребности в вакантной должности; составление вакансии; разработка стратегии подбора; скрининг резюме; экспресс-оценка (телефонное интервью); прохождение тестирования на выявление навыков; видеоинтервью с руководителем по персоналу; очное интервью с непосредственным руководителем; очное собеседование с генеральным директором; трудоустройство.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с.
  2. Isaeva T.E. Tothenatureof Pedagogical Culture: Competence – Basedap- proachtoits Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. – Ростов-н/Д, 2003.
  3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. – 2004. – No 4. – С. 136-144.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. –2003. – No 2.
  5. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Книжное издательство», 2004. – 176 с.