С момента принятия на вооружение ВВС США супер бомбардировщика «невидимки» Northrop B-2 Spirit, выполненного по схеме летающее крыло, прошло чуть менее 30 лет.
Почему «супер», спросите Вы? Да все потому, что стоимость одного серийного бомбардировщика в 1993 году перешагнула психологический рубеж в 1 млрд. долларов, а спустя всего год и все 2.
Хотя изначально стоимость одного самолета была заявлена чуть более 500 млн. долларов. Однако программу постоянно продолжали активно финансировать, и через 4 года их численность была доведена до 19 машин.
На начальном этапе развития этого проекта ВВС США планировали закупить порядка 100 стелс-бомбардировщиков B-2, но видимо благодаря возросшим аппетитам правительственных лоббистов этого проекта, этому не суждено было сбыться.
В итоге за все время было построено 21 самолет B-2 Spirit, а вся программа обошлась американской казне более чем 44 млрд. долларов. По некоторым данным, только проектная стоимость и исследовательские работы этого бомбардировщика обошлись американским налогоплательщикам порядка 20 млрд. долларов.
Стоит напомнить, что за все это время эта супер дорогостоящая военная игрушка успела поучаствовать в нескольких операциях.
Впервые это произошло в 1999 году во время операции НАТО против республики Югославия. За время этой операции было сброшено порядка 600 высокоточных бомб.
Следующей площадкой, где применялась это неоправданно дорогая американская «дубина» стал Ирак в 2003 году. По некоторым данным тогда бомбардировщиками B-2 Spirit совершено около 50 вылетов, в результате которых было сброшено порядка 300 тонн бомб. Так же B-2 учувствовали в боевых вылетах и в Ливии в 2011 году.
Стоит отметить тот факт, что до сегодняшних дней уцелели не все бомбардировщики B-2. Официально известно, что в результате учений было потеряно, как минимум 2 самолета. Однако остальные до сих пор стоят на вооружении ВВС США.
За это время весь парк B-2 Spirit успел пройти модернизацию. Обновилось бортовое оборудование и программное обеспечение B-2. Пожалуй, самым важным и дорогостоящим обновлением, стало замена радара с активной фазированной антенной решеткой АФАР.
Однако счастье длилось не долго, так как при первом же включении такого радара самолет тут же засвечивается на радарах противника. А это означает, что на всю его концепция «стелс» в Пентагоне уже и не надеются.
Да и его ЭПР в 0,1 кв. м и проблемы с инфракрасным диапазоном практически не обеспечивает стелс-защиту даже от устаревших средств обнаружения и систем ПВО. Хотя в Пентагоне об этом до сих пор предпочитают не распространяться.
В любом случае для современных российских ЗРК, американские стелс-самолеты уже давно не являются проблемой. И похоже, как минимум на ближайшие 20-30 лет B-2 Spirit так и останется самым дорогим авиационным проектом в истории.
Несмотря на все это, многие диванные эксперты до сих пор верят в стелс превосходство бомбардировщика B-2 Spirit, над всеми существующими машинами этого класса. Однако спешу разочаровать их.
Была одна показательная история, которая чуть не поставила крест на этой машине.
Летчик-испытатель ВВС США Лари Нилсон принимал участие в учениях на МиГ-29, которые достались штатам после вхождение ГДР и Западного Берлина в состав Федеративной Республики Германии. После одного из полетов он проговорился, что РЛС советского самолета может видеть B-2 даже на фоне земли.
После этого случая информация о том, что B-2 виден на экранах радаров советских самолетов, быстро просочилась в СМИ. В результате чего чуть не случился большой скандал. Однако американским правительственным лоббистам этого проекта каким-то образом все-таки удалось отстоять эту программу.
Однако одновременно с проектом B-2 Spirit была возобновлена программа по созданию бомбардировщика B-1B Lancer. По задумке военных B-1B Lancer мог бы выполнить то же задание, что и B-2 Spirit, но только после подавления ПВО противника.
Но стоит отметить тот факт, что на деле стел-бомбардировщик B-2 Spirit так же никогда не применяли в зоне действия ПВО противника. Видимо никто не желал брать на себя ответственность потерять «золотые» американские бомбардировщики.
Получается, что в таком случае B-2 Spirit не имеет никаких преимуществ перед старичком B -52 или относительно новым B-1B, которые могут выполнить те же боевые задачи с таким же успехом.
Причем главное то, что США это обходилось бы намного дешевле. Так же не стоит списывать со счетов и тот факт, что B-2 не способен применять крылатые ракеты.
Однако по каким-то причинам, сверх затраты на обслуживание и эксплуатацию B-2 до сих пор выглядят невероятно фантастическим, а его применение неэффективным и разорительным.
ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ