Предвижу, сколько возражений вызовет такое мнение. У нас ведь стало обычной практикой, когда в ответ на любое высказывание о чём-нибудь положительном в стране, раздаётся заунывный вой о том, что на самом-то деле всё пропало, а "аффтар" просто лижет сами знаете что у сами знаете кого. Причём пишут это люди прилично одетые, сытые, сидящие в тепле, пользующиеся всем, что предоставляют современные технологии, не представляющие себе, как это можно не отдохнуть хотя бы раз в год в какой-нибудь южной стране. Удивительный парадокс состояния умов нашего сегодняшнего общества.
Тем не менее, каждый имеет право на своё мнение соответственно тому, что творится у него в голове, и высказывать его. За исключением оскорблений в адрес кого бы то ни было. Таковые будут удаляться, авторы баниться навсегда.
А теперь по делу. Кто более-менее в теме, тот знает, что даже в периоды наивысшего могущества своей судостроительной отрасли СССР закупал суда и даже военные корабли за границей. Да-да, и военные, скажем, десантные корабли в Польше. Можно сказать, что это был пример так называемого "социалистического разделения труда" между соцстранами. Так-то оно так, но, например, вместе с речными пассажирскими судами, строившимися в Словакии, закупались аналогичные, построенные в Австрии. Большое количество советских ледоколов и научно-исследовательских судов было построено в Финляндии, а наш рыболовецкий флот пополнялся судами из Польши, ГДР, Франции, Нидерландов, Дании, ФРГ.
После того, что было проделано с нашей страной с нашего же молчаливого согласия, пришла пора пожинать плоды в виде развала многих отраслей. Трудные времена выдались и судостроению. Вопреки брехне доморощенных реформаторов о том, что "там" всё решает "невидимая рука рынка" и выживает наиболее конкурентоспособный, на самом деле во многих странах существуют меры прямой и косвенной государственной поддержки, которые так или иначе компенсируют до 20% стоимости судна. Например, судостроительные предприятия Южной Кореи и Китая получают государственные дотации, что позволяет им продавать свои суда дешевле и, соответственно, обеспечивает конкурентное преимущество на мировом рынке.
А все американские суда, работающие в своих территориальных водах, должны быть построены в Америке и только из американских комплектующих и материалов. То есть, это прямая защита своего рынка. У нас же получается, что после развала Союза российское судостроение (особенно предприятия не связанные с военкой) выживало как могло, а сейчас мы слышим от российских заказчиков: а почему у вас дороже, а у вас технологии хуже, а у вас сроки постройки дольше. А как может быть иначе?
Надо понимать, что строительство судов - это так называемый "низкомаржинальный" (порядка 5%) процесс, а говоря людским языком, даёт гораздо меньшую прибыль, чем например торговля ( купил за рубль, продал за два), поэтому приличные деньги предприятие начнёт получать только при строительстве больших серий судов, когда документация отработана и процесс производства отлажен.
У нас же сейчас сложилась такая ситуация, что увеличение заказов приводит к приличным убыткам. Почему? Потому что строительство головных судов по новым проектам всегда таковым бывает, пока не начнётся серийное строительство. А нет денег, значит подавляющее число верфей России не может проводить модернизацию мощностей, а конкурировать приходится с теми, у кого этот процесс на потоке. Кроме того, пока у нас штамповали юристов, мерчендайзеров и прочую подобную братию, были утеряны компетенции, возник острый дефицит инженеров и рабочих-судостроителей высоких квалификаций. А этот дефицит за пару лет не устранишь.
Но наконец-то понимание, как всё в мире устроено на самом деле, пробилось и в головы наших властей. В декабре 2019 года вышло постановление правительства о предоставлении субсидий на строительство крупнотоннажных судов: Законом о бюджете на данные цели утверждены объемы финансирования в 2020 году — 4,915 млрд руб., в 2021 году — 7,2 млрд руб. и в 2022 году — 9,9 млрд руб.
Субсидии предоставляются судовладельцам — заказчикам строительства на российских верфях новых маломерных и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота. В соответствии с утвержденными правилами, с 2020 года ООО «ССК "Звезда" будут оказаны меры господдержки на строительство до 15 судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ 2» и трех судов-продуктовозов типа MR на газомоторном топливе. Сейчас на "Звезде" в постройке 6 танкеров типа "Афрамакс", а первое, "Владимир Мономах" уже приступил к коммерческим перевозкам. Длина танкера - 250 метров, ширина - 44 метра, дедвейт - 114 тыс. тонн, скорость - 14,6 узлов, ледовый класс - ICE-1А
Вообще на российских верфях за 9 последних лет построено 914 судов и объектов морской техники, скажем, плавучая атомная электростанция - пример такого объекта. В 2019 году - 118 морских и речных судов. Много это или мало? Нет, не много.
Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в гражданских судах различного класса и морской технике до 2035 года необходимо строительство около 250 морских транспортных судов и более 1500 транспортных судов класса «река-море», 1640 судов рыбопромыслового флота, более 250 судов и единиц морской техники вспомогательного и технического флотов, 90 научно-исследовательских судов, 24 ледоколов, а также около 150 судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений.
Я более чем уверен, что приличная часть из них будет куплена за границей, но как говорилось выше, и СССР таким не брезговал. Тем более, что и с верфями существуют проблемы. Тут тоже есть свои нюансы. Не может быть приличного флота без судоремонтных мощностей, плавучих доков в частности. Сейчас из Аналитического отчета для Минпромторга России • 2020 с удивлением узнал, что в стране всего 39 плавдоков, средним возрастом около 40 лет. Тонут как котята, примером может быть недавнее самоутопление плавдока в нашем Севастополе. А что такое док, способный поднимать суда водоизмещением хотя бы порядка 5000 тонн - он будет стоить около 500 миллионов рублей. Это когда же отобьётся стоимость его строительства? Впрочем, есть вещи аналогичного порядка, например, мост через крупную реку. Кто может сказать, когда он окупит средства на свою постройку? Но строить всё равно надо.
Я специально ничего не пишу про военное кораблестроение. Это особая область, тут вопросы окупаемости не стоят. А гражданские строятся практически всех классов. Река-море:
"Идель 2" – седьмое многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD59. На разной стадии готовности находятся ещё тринадцать судов данного проекта.
Продукция Выборгского судостроительного завода. Ледоколы:
Рыболовецкие суда:
Вновь начали строить пассажирские суда, а их не строили уже 60 лет:
И чисто круизные:
Мало? Конечно. Но как говорят китайцы: "путь в 10 000 ли начинается с первого шага". Конечно, всё могло бы быть гораздо лучше, не будь пережитого страной провала. Главное, не стенать: "Всё пропало, а что не пропало, то будет "распилено". Те же китайцы упорно трудились долгие годы и результаты налицо. Ну, а власть - что ж, каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает, - не самый глупый человек сказал.
Ещё о судостроении:
Строились ли в СССР пассажирские суда?
Как я не оценил прогресс в судостроении или о плавающих утюгах
Чем удачный корабль отличается от плавучего склада металлолома?
........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь