Найти в Дзене
Мир в его многообразии

Ялта-Симферополь: дважды непостроенная железная дорога через Крымские горы

Оглавление

Стремление сделать здравницы Южного берега Крыма более доступными в плане пассажирского сообщения привело к рождению проектов по созданию сети железных дорог от Симферополя до Ялты, Симеиза, Алушты с перспективой продолжения до Феодосии и, таким образом, окольцевать по периметру Крымские горы железнодорожными путями. Несмотря на обилие прожектов и проектов по созданию Южнобережной (Южно-бережской) железной дороги, только два из них были на грани реализации. Но обо всём по порядку.

Выход Крымской железной дороги через Перовский перевал на Южный берег. Картина инженера Б. Аплаксина, 1929 год
Выход Крымской железной дороги через Перовский перевал на Южный берег. Картина инженера Б. Аплаксина, 1929 год

Российская империя. Проект Чаева-Кандаурова

Впервые, о необходимости постройки железной дороги из Симферополя в Ялту заговорили в 1885 году ялтинские медики, предложившие таким образом повысить транспортную привлекательность курорта для отдыхающих, а уже 24 марта 1890 года в соответствии с положением Комитета министров Российской империи был утверждён устав "Акционерного Общества горноклиматической колонии в Крыму, с железной дорогой к ней из Ялты и Гаспры". Примечательно, что местные и царские чиновники активно помогали проектированию Южнобережной железной дороги, беспрепятственно выдавая разрешения на проведение изыскательных работ вдоль предполагаемого маршрута, выделяя под строительство казённые земли и даже содействовали получению в аренду на длительный срок участков, находящихся в частной собственности. Помогали всем, только не деньгами, поэтому каждый раз новый поступающий проект отправлялся на хранение в архив.

Главный вокзал Ялты в представлении художника. Почтовая открытка, 1909 год
Главный вокзал Ялты в представлении художника. Почтовая открытка, 1909 год

Но, наиболее практичным представлялся проект инженера путей сообщения С. Н. Чаева, который в 1902 году подал в правительство ходатайство о разрешении создать "Общество Крымских электрических дорог" для постройки электрифицированной железной дороги протяжённостью 67,5 верст из Бахчисарая в Ялту с ответвлениями на Симеиз и Алушту. В правительстве ответили молниеносно и созвали Комиссию о новых дорогах под председательством предводителя ялтинского дворянства П. В. Попова. С учётом замечаний представителей от Ялты, Алушты и Симеиза С. Н. Чаев предложил два варианта железной дороги: узкоколейная по типу трамвайной и стандартной ширококолейной. Окончательно проект был представлен в 1903 году, однако последовавшая русско-японская война, а затем и Первая русская революция отложили реализацию проекта.

Инженеры С. Н. Чаев и Д. М. Кандауров
Инженеры С. Н. Чаев и Д. М. Кандауров

В 1909 году С. Н. Чаев привлёк к своему проекту инженера Д. П. Кандаурова и вместе разработали новый маршрут Южнобережной железной дороги протяжённостью 106 верст и стоимостью 36 680 000 рублей. Технической изюминкой проекта являлся тоннель протяжённостью 7 километров под Яйлой. Утверждённое общество вынуждено было полагаться в основном на средства акционеров, которые настолько медленно несли свои денежки, что с началом Первой мировой войны вновь пришлось отложить строительство.

Виадук в ущелье Уч-Кош электрической железной дороги Бахчисарай-Ялта. Почтовая открытка 1909 года
Виадук в ущелье Уч-Кош электрической железной дороги Бахчисарай-Ялта. Почтовая открытка 1909 года

Особые примечания. В Российской империи серьёзно рассматривали строительство железной дороги в Ялту, преследуя цель "остановить огромное количество русского золота уходящее на зарубежные курорты, когда Крым единственный и ближайший к остальной России пункт, где естественные условия создают обстановку для лечения". Второй момент - необходимость создания новых рабочих мест в регионе. И третье, дорога должна быть обязательно электрифицированной, чтобы чадящие паровозы не загрязняли чистый горный воздух.

Советский Союз. Проект Бернацкого

В рамках реконструкции Южного берега Крыма, которая предусматривала создание сплошной санаторно-курортной зоны, правительство Крымской АССР всерьёз приступило к реализации проекта по строительству Южнобережной железной дороги. Для этого, в 1924-1926 годах профессор Л. Н. Бернацкий произвёл изыскания по маршруту Севастополь-Ялта и Симферополь-Ялта. В 1931 году Московская экспедиция Народного комиссариата путей сообщения произвела технические изыскания на предполагаемой трассе ж/д Симферополь-Ялта-Симеиз. Повторно, подобное мероприятие было произведено в 1934 году Южной экспедицией НКПС. В результате полученных данных, а также данных экспедиций царского периода Совет народных комиссаров Крымской АССР в 1936 году утвердил проект Бернацкого по созданию Южнобережной железной дороги.

План-схема железной дороги Симферополь-Ялта-Севастополь утверждённой СНК Крымской АССР
План-схема железной дороги Симферополь-Ялта-Севастополь утверждённой СНК Крымской АССР
Проект профессора оказался самым дешёвым - 13 миллионов рублей и коротким - 87,5 километров (отрезок Симферополь-Ялта). Максимальная высота дороги над уровнем моря - 431 метр. Тоннель, длинной 750 метров, предлагалось пробить через Кебит-Богазский перевал, который согласно полученным данным является самым лучшим по топографическим условиям проходом через Яйлу.
План западной части Южнобережной железной дороги по состоянию на 1929 год
План западной части Южнобережной железной дороги по состоянию на 1929 год
План-схема трассы зубчатой железной дороги на ЮБК
План-схема трассы зубчатой железной дороги на ЮБК

Местами путь должен был тянуться вдоль живописных мест, а из вагонов поезда пассажирам открывались виды на ущелья Яман-Дере и Улу-Узень, Артекский перевал, южный склон Яйлы и многое другое. В самой Ялте определили место для будущего вокзала, им стал пятачок на левом берегу реки Дерекойки. Первоочередной задачей являлось создание дороги Симферополь-Ялта, в дальнейшем от Ялты протянуть пути к Симеизу и Севастополю. Согласно плану, на ЮБК станции должны были располагаться на расстоянии каждые 1,5-2 километра друг от друга, а курсирующие электрички развозили отдыхающих по санаториям и домам отдыха. Общий пассажирооборот Южнобережной ж/д оценивался в 16,8 миллионов человек в год. Строительство было назначено на 1942 год.

Трасса железной дороги проекта профессора Бернацкого должна была частично пройти по Романовской дороге. Фотооткрытка, 1900-е годы
Трасса железной дороги проекта профессора Бернацкого должна была частично пройти по Романовской дороге. Фотооткрытка, 1900-е годы

А как сейчас?

Вследствие начавшейся Великой Отечественной войны, строительство было сдвинуто, а после и вовсе отменено. В качестве альтернативы Южнобережной железной дороги в 1959-1961 гг. создали самую протяжённую в мире троллейбусную линию в целях сохранения чистоты воздуха ЮБК. В настоящее время Совет министров Республики Крым бодро рапортует о начале строительства транспортного обхода Ялты в виде четырёхполосного шоссе... Возможно, я чего-то не понимаю, но ведь при проектировании железной дороги в Ялту прежде всего беспокоились не только о транспортной доступности, но и сохранении чистоты во многом уникального воздуха ЮБК, то как этому поможет громадное шоссе по которому устремятся тысячи автомобилей?

В продолжение "строительной" темы, читайте:

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!