Найти тему
Вагин Игорь Олегович

Как разрешать конфликты. Причины, симптомы предвестники, Фразы Ежики и фразы Амортизаторы

Оглавление

Системное управление конфликтом: анализ причин, ясные цели, эффективные коммуникации, психологический настрой.

На своих тренингах я непременно задаю ученикам один и тот же вопрос: как вы считаете, конфликт – это хорошо или плохо? Большинство участников, естественно, отвечают «плохо!». Но это ошибочное мнение!

Конфликты – нормальное жизненное явление. Если вы и окружающие вас люди занимаете активную жизненную позицию, зоны ваших интересов рано или поздно непременно пересекутся. Без конфликтов – никуда! Другое дело, что следует учиться управлять ими и успешно их разрешать.

Как показывает практика тренингов, которые в течение многих лет проводились с самыми разными людьми, основными причинами конфликта, являются:

  • Амбиции, неоправданные ожидания («Почему он так со мной поступает? Почему говорит то или не ценит это?»).
  • Финансовые вопросы.
  • Ревность.
  • Непонимание картины мира другого человека (столкновение ценностей из-за разницы в культуре, воспитании и т.п.).

Советую ненадолго закрыть глаза и вспомнить, по каким причинам за последний год возникали конфликты у вас самого…

-2

Предвестники конфликта

Важно научиться замечать предвестники конфликта – изменения в поведении человека, который почему-либо вами недоволен. Как правило, человек:

Ø избегает рукопожатий;

Ø здоровается последним;

Ø избегает контакта глазами;

Ø увеличивает дистанцию в общении;

Ø на вопросы отвечает формально;

Ø не интересуется вами, вашими делами, не задает вопросов;

Ø опаздывает на встречи;

Ø не реагирует на ваш юмор.

Порой конфликт, по сути, выеденного яйца не стоит. А разгорается из-за элементарного непонимания, недостатка информации и… неверных речевых стратегий.

-3

Фразы «Ежики» и фразы «Амортизаторы»

Существуют так называемые «фразы-ежики», раздувающие огонь конфликта не хуже кузнечных мехов. Если дело пахнет керосином, постарайтесь их не использовать (если, конечно, не собираетесь усиливать конфликт сознательно). Вот они:

Негативное настоящее:

– Нет, ты меня не понимаешь!

– Ты не прав…

– Нет, я вас не понимаю!

Негативное будущее.

– Ничего у нас с тобой не получится.

– Наши отношения зашли в тупик.

– Проблему решить невозможно.

– С тобой не договориться.

Негативное прошлое:

– Вы и раньше подводили меня.

– У нас и раньше с вами были проблемы.

Переход на личности:

– Угрозы, оскорбления, сатирические замечания, повышенные тона.

– Угрожающие, агрессивные жесты.

– Неуместные остроты.

– Демонстрация пренебрежительного отношения к оппоненту.

Что же делать? Если одни выражения раздувают конфликт – то другие его гасят. Это так называемые «фразы-амортизаторы»: важно натренироваться, использовать их как можно чаще.

Понимание другого человека:

– Мы и раньше понимали друг друга, поймём и теперь….

– Я вас понимаю.

– Я понимаю ваши чувства.

– Я понимаю ваше недовольство.

Позитивное будущее:

– Я верю, что мы с тобой найдём выход из положения.

– Мы придумаем с тобой решение проблемы.

Позитивное прошлое:

– Со всеми клиентами нам всегда удавалось договориться.

– В прошлом вы всегда находили общий язык.

Приём: Переход на личности:

– «Вы нормальный человек, вы интеллигентный человек. Я чувствую, мы с вами договоримся».

Комплименты.

Важно следовать двум правилам: судите «грех, а не грешника», и если нелицеприятное замечание произнести необходимо, хотя бы сделайте перед этим комплимент.

-4

У конфликта может быть несколько вариантов решения:

· компромисс;

· избегание (уход с работы, расставание с другом, развод с женой);

· приспособление (конфликтуя с начальством, чаще приходится терпеть);

· противоборство (если противники решат «стоять насмерть», дело может дойти и до физического насилия);

· сотрудничество (когда двое понимают, что им лучше дружить или работать вместе, а значит, надо решать проблему сообща).

На тренингах я не раз задавал вопрос: какой вариант решения лучше? Большинство людей идеальным выходом считают компромисс или сотрудничество. Но такой подход срабатывает далеко не всегда!

На вещи надо смотреть реально: исход конфликта зависит от силы позиций. Руководитель может позволить себе любой его вариант. Но подчиненный не может рассчитывать на противоборство или сотрудничество, а порой – даже и на компромисс (ведь тут тоже нужна добрая воля начальства).

Однако если вы приносите своему начальнику немало денег и вас легко может переманить другая фирма, варианты с сотрудничеством или компромиссом (а то и противоборством!) вполне имеют место быть. Представим теперь, что конфликт продолжается, но вы стали руководителем смежного отдела и уже способны говорить с бывшим боссом на равных.

Другая роль, другие решения – хоть компромисс, хоть сотрудничество, хоть противоборство, выбирайте на свой вкус. А уж если потом вас повысят, и прежний руководитель окажется в вашем непосредственном подчинении, об исходах, вроде избегания или приспособления можно позабыть окончательно. Смело идите на противоборство. Или же на компромисс с сотрудничеством – если бывший босс ценен в качестве подчиненного. Круг замкнулся! Никогда не забывайте о силе позиций

Резюме. конфликтом можно и нужно управлять, если владеешь навыками решения конфликта.

©️Вагин Игорь Олегович

Друзья, по вопросам записи на персональные тренинги, коуч-сессии, менторинг, психологические консультации и психотерапию, пожалуйста, обращайтесь по 📱 +74955427921 или WhatsApp +79255427921, email
info@igor-vagin.ru