Мебель - одно из замечательнейших изобретений человечества, которое предполагает пользу, а не вред. Удобство, комфорт, уют - особенно, если использовать ее строго по назначению.
Работая с особенными детьми, я все больше понимаю, насколько я недооценивала значение предметов мебели в их повседневной жизни. Для них это - и убежище, и игрушки, и еще что-то такое, что обывателю недоступно. (Например, стул как средство для удобного получения знаний, упомянутый в одной из предыдущих статей).
Обычный стол
Когда некоторые дети (даже совсем обычные), находясь дома, чего-то пугаются, многие из них прячутся под кровать. Это - нормально, привычно. и никого не удивляет.
А когда особенный ребенок находится не в домашних условиях, а в учреждении, на занятии, то каждый второй в любой непонятной ситуации - прячется под стол. Очень часто такое наблюдаю: занимаемся в классе, в тишине, а тут приводят какого-нибудь слишком буйного и крикливого мальчугана на урок - и всё. Двое из моих ребят - уже под столом. И вытащить их оттуда - задача не из легких. По крайней мере до того, как крик прекратится.
Или помню, как в соседнем кабинете что-то ремонтировали. Зажужжала дрель - и сразу несколько ребят, испугавшись громкого непривычного звука, как по команде, нырнули под стол. Но здесь все объяснимо: громких звуков боятся многие.
Обычный стул
Есть у нас в учреждении семилетний мальчик-аутик Алеша, которого другие ребята назвали "маршрутчик". Мальчик - очень тревожный и плаксивый, поэтому ему требуются постоянные однообразные действия, которые бы его успокаивали. Он нашел свой способ успокоиться: брал обычный взрослый стул (не на колесиках, а простой, на ножках) и гонял его по полу, и при этом гудел как мотор маршрутки: "Вжжжж, дрын-дрын!" Ну и не забывал периодически говорить: "Не забывайте оплачивать проезд! Кто не заплатил за проезд? Не стоим возле входа, пройдите в салон!"
Воспитатели, которых, естественно, утомляет постоянный скрежет ножек стула по полу (да и за следы на линолеуме потом им отвечать), предлагали Алеше взять большой грузовик на веревочке, коляску или коня на колесиках. Но Алеша эти предложения упорно игнорировал. Только хардкор! Только - стул! Самое интересное, когда этот стул на часок забрали на другой этаж на мероприятие (там не хватало), Алеша плакал так, как рыдал бы настоящий водитель, утративший автомобиль.
Пугающая загадка (Бдыщщ!)
А этот случай для меня - до сих пор пугающая загадка. Тоже - мальчик с РАС, Дениска.
Сидим на уроке, на стульчиках полукругом, занимаемся, рабочий процесс. Как вдруг (за одну секунду, а то и менее) - Бдыщщ! Мальчишка как на пружине отрывается от стула и взмывает вверх (катапультируется)! А потом - глухо ШМЯК на пол... и как бревнышко укатывается под стол. И при этом выражение лица не меняется - ни при взлёте, ни при приземлении.
Остальные ребята - в ступоре, я сама - чуть не в слезы. Когда зашла коллега и увидела зрелище, спокойно сказала: "Аааа, у тебя тоже? Который час? Ммм, ну понятно. Поздравляю, 12 минут. У меня на уроке самый максимум - 8 минут. И тоже взлет. Ну, что поделаешь, если у Дениски в попе пружина". И доставать Дениску из-под стола без его мамы - дело бесполезное. Можно получить с ноги.
Деток выпускаю, а Денис продолжает валяться. Зову маму. А она мне: "Да вы не переживайте. Он просто устал. Когда мы устаем - мы делаем "дельфинчика". Вот так - ПРЫГ и ПЛЮХ! Ну ведь правда, похоже, как дельфин из воды!" (улыбается и сама демонстрирует эти действия, группируется и подпрыгивает).
Потом приманивает Дениску шоколадной вафелькой "ути-пути, дельфинчик мой, пойдем играть", целует - и спокойно уводит из кабинета. А я так и остаюсь на несколько минут стоять на месте, с открытым ртом, повторяя про себя "Прыг - плюх!"
Вот так: стул-маршрутка, стул-катапульта, стол-бункер, то ли еще будет? Меркнут мои шалаши из мебели "из детства" под мощью неопознанного летающего объекта, коим является фантазия моих воспитанников. Прыг-плюх!
А у Вас, дорогие читатели, бывали ли случаи необычного применения мебели в повседневной жизни? Или об этом знают только дети?
Всем - тепла и уюта, огромное спасибо за внимание.
А для уюта на канале, утеплите, пожалуйста его добрым лайком и Вашей ПОДПИСКОЙ
#учителя и дети #особенные дети #детская фантазия #дети и родители