Найти тему

Правило 80/20

Перфекционисты точно поймут: когда я ещё сама оформляла все презентации, а не отдавала их в руки профессионалов, я могла потратить полчаса, чтобы выровнять несчастный текст относительно всех картинок и схемок. А чего ради?

Сейчас я уже гораздо реже оказываюсь в ситуации, когда трачу кучу времени — а результат если не нулевой, то едва заметный. Я научилась следить за этим с помощью принципа 80\20, или принцип Парето.

На самом деле сам Вильфредо Парето так принцип не называл. Он был экономистом и построил математическое распределение, которое описывало распределение доходов среди населения. И он же обнаружил, что 20% людей владеют 80% собственности в Италии, и разработал теорию элит. Уже позже это применили к другим сферам, в том числе и к продуктивности, и назвали "принципом Парето".

Тут суть в том, что на качество влияет небольшое количество факторов, т.е. 20% причин "отвечают" за 80% последствий (1). 20% усилий — 80% результата. Ну, вы поняли. Проценты, естественно, для примера. Иногда это даже 10 на 90.

Сила принципа Парето в том, что он напоминает: есть важное, а есть дополнительно. Это уже помогает расставлять приоритеты и концентрироваться на главном, а не распыляться по мелочам.

Хороший пример — изучение английского. Можно потратить много часов и выучить пару тысяч сложных слов, но при этом быть не в состоянии заказать себе чашку кофе в ресторане. А можно потратить гораздо меньше времени, запомнить 700 слов и понимать 80% повседневной речи. Откуда цифры? Это сэр Исаак Питман, изобретатель стенографии, подсчитал ещё в XIX веке (2). Язык, конечно, меняется со временем, но принцип сохраняется: work smart, not hard.

Ок, а как понять, какие 700 слов учить? В этом конкретном примере помогут корпусы текстов с данными о частоте встречаемости слов, но ты наверняка ожидаешь более универсального ответа.

Тут, конечно, придётся подумать. Посмотри на свою задачу и выпиши все факторы, которые как-то повлияют на качество её выполнения. Для презентации это собственно содержание, структура, читаемость, оформление, иллюстрации, количество слайдов, тип файла, шрифты и т.п. Если брать с наскока, можно застрять ещё на первом слайде, выбирая цветовую схему.

Но вместо этого стоит потратить ещё 5-10 минут и решить, какие из этих факторов наиболее "влиятельные". Я бы выбрала содержание и структуру, ведь хорошо отобранный и чётко представленный материал — это успешное выполнение задачи, даже если вся презентация сделана простым Times New Roman на белом фоне. Для своей задачи ты можешь выделить первые 2-4 фактора, которые и создадут эти нужные 70-80-90% качества. А остальное доделаешь, если останется время.

А может, это всё не так уж и нужно, и стоит выделить свободное время на более полезные дела. Отдохнуть, например. Сон внесёт 50% вклада в эффективность следующего дня 😉

— — — — —

  1. Harvey H. B., Sotardi S. T. (2018). The pareto principle. Journal of the American College of Radiology, 15(6), 931.
  2. Koch R. (2011). The 80/20 Principle: The Secret of Achieving More with Less: Updated 20th anniversary edition of the productivity and business classic. Hachette UK.