Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!
Ещё одна замечательная притча из книги "МЁКОНИН".
Приятного и познавательного чтения!
----------------------------------
В деревне Касима-но-гори, что в провинции Хитачи, жил человек по имени Чудзаэмон. Поначалу он был сторонником школы Дзэн. В молодости он потерял любимую жену, и это заставило его глубоко задуматься о непостоянстве человеческой жизни и начать поиск пути к избавлению от страданий. Поскольку в буддизме существует множество различных подходов, нелегко определить, какой из них лучше, а какой хуже. Желая найти хоть какой-то способ избежать несчастий, Чудзаэмон решил попытаться соблюсти трёхнедельный пост, усердно молясь в это время божеству-ками[1] своей местности.
Когда он не получив никакого ответа, то в течение трёх лет совершал ежедневное паломничество к изображению божества местности Касима, находящемуся примерно в трёх ли от его дома, какой бы ливень ни шёл ночью и какие бы сильные ветра ни бушевали днём. Однако никаких откровений от божеств так и не появлялось.
Разочарованный, Чудзаэмон вернулся к учению Дзэн, в которым был воспитан с детства. Около десяти лет он усердно постигал учение этой школы и практиковал медитацию. Но, как бы он ни старался, его разум все ещё блуждал в тумане иллюзий, а духовное зрение было слепо. Он не мог разглядеть луну Истинной Таковости, как бы того ни желал.
Чудзаэмон оставил Дзен и посвятил себя изучению школы Сингон. Но его трёхлетнее следование различным эзотерическим практикам этой школы также оказалось бесплодным. Наконец, он услышал, что единственный путь к спасению в Эпоху Конца Дхармы — это Нэмбуцу. Он оставил Путь Мудрецов и вступил на Путь Чистой Земли. Сначала он искренне повторял Нэмбуцу от двадцати до тридцати тысяч раз в день, а затем увеличил количество повторений до пятидесяти - шестидесяти тысяч раз. В течение двенадцати лет он дважды совершил паломничества по святым местам в более чем шестидесяти провинциях, постоянно с пылким стремлением к возрождению в Чистой Земле декламируя Нэмбуцу. Однако, несмотря на все свои усилия, Чудзаэмон всё ещё никак не мог достичь спокойствия.
Когда ему исполнилось шестьдесят лет, его неудовлетворённость результатами практики дала о себе знать. Он вновь решил, что встал не на тот путь, и на этот раз перешёл в школу Нитирэн. С твёрдой уверенностью, что никакое другое буддийское учение не превзошло учение Лотоса, якобы открывающее истинные причины прихода в этот мир Будды, Чудзаэмон постоянно декламировал Сутру Лотоса и повторял Даймоку[2]. Тут ему пришла в голову мысль, что он вполне может снова жениться. Его жена будет заниматься ведением хозяйства и другими мирскими делами, а после смерти, как он надеялся, будет сопровождать его. Он помолился божеству-ками и подыскал себе подходящую женщину.
Однако, вопреки его ожиданиям, его новая жена наотрез отказалась произносить Даймоку. Чудзаэмон был сильно разочарован и стал возносить божеству жалобы на нерадивую жену. Но вдруг, после двух лет брака, он случайно заметил, как она почтительно кланялась чему-то в гостиной.
«Чему это ты поклоняешься?» — спросил Чузаэмон.
«Это божество-хранитель, которое мне подарила моя мать», — ответила она.
Чудзаэмон стал настаивать, чтобы она показала ему святыню, но жена отказывалась. Однако после неоднократных требований она наконец сдалась и показала мужу изображение своего божества. Это был свиток с Буддой Амидой и автографом Какунё Сенина (14-го монсю, 1651-1725 гг.) на обратной стороне. Чудзаэмон был крайне удивлён и спросил её, как она стала верить в Амиду.
Видя, что больше не нужно скрывать свой секрет, жена объяснила: «Я следую учению Дзёдо-синсю. Время от времени я благодарю Будду Амиду за его Изначальный Обет о спасении таких несчастных людей, как я».
Чудзаэмон со смехом сказал: «Просто смешно, что такая лентяйка, как ты, рассчитывает спастись и возродиться в Стране Блаженства!»
Она ответила: «Забудь на время о моём возрождении в Чистой Земле; позволь мне спросить тебя, ты-то сам уверен, что станешь Буддой?»
Чудзаэмон сказал: «С молодых лет я практиковал различные сложные методы, но всё ещё не уверен, что смогу достичь состояния Будды».
Жена прослезилась и сказала: «О, теперь я вижу, что мне нужно ещё сильнее верить в Обет Амиды. Ведь даже такой хороший и продвинутый человек, как ты, ещё не нашёл пути к достижению состояния Будды. Поэтому такая глупая женщина, как я, только благодаря Силе Амиды может обрести уверенность в достижении Буддовости. Это воистину замечательно!»
Чудзаэмон был удивлён и глубоко тронут словами своей жены. Они выходили за рамки его представлений и понимания. Он сказал ей: «Я хочу больше узнать об учении Дзёдо-синсю. Расскажи мне о своём понимании Дхармы».
«В таком случае прежде всего тебе нужно услышать и понять цель Изначального Обета Амиды и принять в нём Прибежище».
Сказав это, жена достала свиток с изображением Амиды и возложила его на алтарь; также она принесла некоторые тексты школы: «Песнь об Истинной Вере (Сёсин-гэ)», гимны и «Письма Рэннё», и расположила их рядом.
«Конечно, у меня нет полномочий делать это, но, поскольку ты хочешь услышать учение Дзёдо-синсю, я смиренно продекламирую для тебя одно из писем, которое является непосредственным учением Дхармы Рэннё Сёнина».
Затем она прочла письмо, начинавшееся со слов: «Невежественные мужчины и женщины Эпохи Конца Дхармы...»
Пока Чудзаэмон внимательно слушал, он прослезился от радости и сказал: «Какое счастье! Мои сомнения полностью исчезли! Почему ты не научила меня этой чудесной Дхарме раньше?» Его сердце поистине открылось учению, и он испытал искреннюю радость от этого.
Жена ответила: «Я хотела открыть тебе это учение раньше, но думала, что ты не послушаешь такую глупую женщину. Это зависит от того, насколько сильны твои добрые корни из прошлого, тут я ничего не могла поделать. Но теперь я вижу, что твоя добрая карма созрела. Пожалуйста, глубоко вверь себя Изначальному Обету Амиды и стань последователем Дзёдо-синсю».
Затем она дала ему пять тетрадей писем Рэннё.
Чудзаэмон принялся изучать их. Когда он дошёл до третьего письма второй тетради, в котором говорилось, что не стоит презирать других Будд, бодхисаттв и божеств, слезы так и полились по его щекам. На вопрос жены, почему он плачет, Чудзаэмон сказал: «Я не знал о настоящей цели всех божеств, думая, что они ничем не могут помочь нам в нашем духовном росте. Теперь же я вижу, что благодаря их сострадательному руководству я обрёл Прибежище в Обете Амиды!»
С тех пор Чудзаэмон стал преданным последователем Дзёдо-синсю. Вначале он стал прихожанином храма Мурёдзюдзи в Тори-но-су, а затем принял сан священника, получив имя Дзёкан (Чистая свобода). В этом году, третьем году девиза Хорэки (1753 г.), ему исполнилось 73 года, и он вместе с женой продолжает изучать Дхарму.
[Эта история записана мной со слов местного священника Сёрендзи из Мито.]
----------------------------------
[1] Ками — божества коренной религии японцев – синто. Ками являются божества неба и земли, люди, птицы, звери, поля, а также любые силы природы, обладающие исключительными как положительными, так и отрицательными качествами.
[2] Даймоку (или О-Даймоку) — уважительное обозначение мантры «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё», центральной практики буддизма Нитирэн.