Послесловие к событию. Размышление 3
Текст: Галина Мумрикова
Вообще артефактов на ярмарке было предостаточно и не на всех останавливался глаз – какой бы то ни был – и насмотренный, и свежий. Но уж в чем вовсю посоревновались творцы актуальностей, так это в словесных объяснениях. Впрочем, об этом я уже писала.
Но начну с неувядаемой «классики жанра». С Зорикто Доржиева. Просто. Лаконично. Гениально. Без объяснительных записок и обращений к зрителям. Вообще галерее Ханхалаев пошел третий десяток, и ее присутствие на российском арт-рынке – явление, открывшее миру прекрасных художников и скульпторов, сумевших выйти за рамки национального эпоса, но в то же время показавшие всем, КАК можно воспевать свое, кровное, родное.
Давший металлу и всяком прочим отходам вторую жизнь скульптор Денис Куликов (его представляла Nikolskaya Gallery) уже известен и за пределами родного Ярославля, и Москвы: его первая «персоналка» состоялась в Катаре и была успешной. Рыбы, отшельники, осы, вараны, пиявки, кукурузы – чего уж обыденней можно еще представить, но он попал в самую «точку», создавая из ставших ненужными запчастей и металлолома скульптуры-напоминания. Все когда-то становится ненужным – вопрос, что с этим делать?
«Монпансье» Алексея Каниса (его также представляла Nikolskaya Gallery) , по его словам, отсылает нас в счастливое детство, в котором мы все любили жестяные коробочки со сладкими леденцами. В детстве коробочки были желанными, сейчас леденцы-камушки подросли и, улегшись в незабвенный гамак нашего детства, увеличились в размере и даже потеряли форму. Интересно. Концептуально (без иронии, поверьте). Но вот текст-то зачем? Если бы Алексей просто написал «Проект «Монпансье» и перечислил материалы, коими воспользовался, все было бы намного любопытней. Был бы драйв. А тут все в рот положили, разжевали – и осталось только проглотить.
Александра Дедова, художника, графика, скульптора, представлял музей современного искусства Pop Up Museum. Скульптор, на мой взгляд, сугубо интерьерный. Но философский. Он использует только подлинные предметы и материалы, из которых рождаются такие симпатичные скульптуры, и недаром его персональная выставка, которая проходила в прошлом году, называлась «Металлоформы». Дедов видит в металле все его скрытые возможности и раскрывает их, отдавая каждому объекту часть своей души.
А вот бронза, похоже, постепенно вытесняется новыми материалами. Но взгляните, например, на «бронзовые «Сплетни» Ашота Арамяна, и сразу поднимется настроение. Бронзовые женщины из серии «Высокие каблуки» скульптора Максима Аксенова реально украсили экспозицию галереи « InGallery ». Рядом с бронзовыми женщинами картины и фотографии «заиграли» по-новому, приобрели некую полноту воздействия.
Надолго запомнятся и экстравагантные бронзовые фигуры скульптора
Аллы Човган, которая работает в стиле футуро-сюрреализма. Так написали в каталоге. Но если исходить из того, что в самом «Манифесте сюрреализма» Андре Бретон определяет его как «мысли разума, вне всяких эстетических и нравственных соображений», то Алла Човган как раз-таки сама противоположность какому бы то ни было «сюру». Ее парадоксальные гномы и животные очень добрые создания, к ним хочется прислониться, с ними хочется поиграть, поговорить.
Что же скрывается за «алюминиевыми одеждами» инфанты Маргариты»? Тут все дело в зрительском воображении. Мы-то поймем без всякого напряга, только почему вот российский художник – Kitakima?
Керамист Елена Орехова про свои изделия сказала так: «Я работаю с различными видами глин и керамических масс и создаю предметы только ручным методом лепки. Я думаю, что ручная работа всегда является особым критерием при выборе любого предмета для личного пользования, от одежды до аксессуаров для дома».
Новомодный Digital-art также был представлен на ярмарке. B последнее время это современное направление фотоискусства, которое существует на стыке художества, синтеза фотошопа, иных компьютерных программ, графического дизайна и всякого другого (называть этот микс можно как угодно), получил широчайшее распространение. И каждый художник пытается создать свой стиль, каждый старается сделать свое, неповторимое. «Мэтр Диджитал» Константин Худяков выступил на ярмарке от галереи P.S.GRIG AR T , Александр Куликов был представлен галереей InGallery. Возможно, через какое-то время Digital вытеснит черно-белую «старушку-фотографию», которая станет глубокой историей. А, может, и нет, учитывая нашу все возрастающую тягу к ретро. Тем не мне было приятно увидеть работы Эльвиры Ковригиной с ее такой, например, «морозной» фотографией «Столик на одного», снятой в немецком Фюссене. Вот смотришь на ее фото и убеждаешься в том, что «накося выкуси» – черно-белой фотографии еще жить и жить. Так думается. Впрочем, опять же время рассудит. Время вообще все поставит на свои места.
#современное искусство#art russia#Гостиный двор