Бухарский эмират конца XIX - начала XX века был весьма заселенным государством. Его население составляло 2 миллиона человек.
Население большей частью было оседлым, кроме казахов в северных районах. Большинство бухарцев было узбеками или сартами (смешанное узбекско-таджикское население), туркменами, таджиками, которые населяли города и горные кишлаки, а также бухарские евреи.
Географически он был расположен в долинах Заравшана, Кашкадарьи и Сурхандарьинском оазисе, на части современного Туркменистана до города Мургаб.
По договору 1868 года с Российской империй Бухарский эмират потерял суверенитет, но сам эмир остался безраздельным властителем своего народа. В 1885 году в Бухаре начало работать Политическое управление Российской империи, главными задачами которого были контроль над эмиром и таможенный досмотр.
Административно эмират был поделен на 27 бекств, беками которых были выходцы из правящего рода Мангыт.
Государственными делами ведал Кушбеги (сбор налогов, администрация эмира, руководство беками). Казной и сбором зякета (налог на мечети) ведал Диванбеги.
Судубно-юридическими делами, духовенством и учебными заведениями ведал диван муфтиев, во главе с Кази-каляном. Правоохранительной деятельностью занимались Миршабы. Армию возглавлял Топчи-лашкар.
Вся жизнь в Бухарском эмирате проходила под сенью ислама и шариата. В том числе и образовательная деятельность. В Бухаре было 170 медресе, где преподавали 10 тысяч преподавателей - муллобачи (начинающие педагоги), мударрисы (опытные педагоги), имамы (высшие духовные чины) и улемы (законоведы по шариату).
Поэтому, Бухара была очень важным центром мусульманского образования и сюда приезжали учиться со всего мусульманского мира.
- В мактабах, находившихся обычно при мечетях, учителями были имамы. Здесь обучали читать Коран. В специальных школах — корихона — ученики заучивали наизусть Коран и получали звание кори – чтец Корана. За время обучения в медресе изучали арабскую грамоту и письменность, толкования Корана и к середине XIX в. в списках студентов медресе Бухары числилось от 9 до 10 тыс. человек. Медресе и мечети в экономическом отношении были независимыми, они имели огромные вакуфные владения, доходы от которых доходили до 5 млн таньга. Часть из них шла на оплату труда преподавателей и стипендии студентам. Контролировал эти расходы один из мударрисов. Преподаватели, которые выдерживали ежегодный экзамен в медресе, получали особую пожизненную денежную стипендию — дахъяк - монография Мадины Чориевой СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА В КОНЦЕ XIX ВЕКА
В 1887 году через Бухару была проведена железная дорога и в эмирате стали появляться русские поселения при железнодорожных станциях и речных пристанях.
Основу экономики эмирата составляло ткачество, которое исчислялось 10-12 тысячами ткацких станков только в Бухаре. Бухарские шелковые ткани вывозились в основном в Россию.
Сам бухарский эмир был очень богатым человеком. Его капиталы в Государственном российском банке составляли 27 миллионов рублей золотом и еще 7 миллионов в частных банках.
В эмирате стала развиваться собственная буржуазия, которая в основном занималась скупкой хлопка у дехкан. Они быстро богатели (а дехкане беднели) и становились "миллионщиками", имевшими современные европейские дома с телефонами, электричеством, дорогой мебелью и другими атрибутами успешных людей.
Бухарский эмират сочетая в себе капитализм и феодализм, не отставал от прогресса. Но только не в улучшении жизни населения. Дехкане, составлявшие основную часть населения нищали из-за низких закупочных цен на свою продукцию. Многие из них уходили батрачить в соседнее Туркестанское генерал-губернаторство. То же самое происходило с ремесленниками, которые не выдерживали конкуренции с фабричным привозным товаром и также разорялись.
Все эти противоречия и стали причиной того, что население не поддержало бухарскую знать во время Гражданской войны в Советской России, что привело к захвату Бухары советскими войсками в 1920 году.
Вам может быть интересно: Последний мангыт на бухарском престоле!
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.