Вена. Город, который так любят кинематографисты. Здесь снимали десятки фильмов, причём иногда столица Австрии оказывалась то Парижем, то Лондоном. Бывало и наоборот – Милош Форман снимал фильм о Моцарте «Амадей» в Праге, хотя действие происходило в Вене.
Одна из самых известных кинокартин, где Вена не просто фон, а со-участник происходящего – «Третий человек» британского режиссёра Кэрола Рида. Фильм получил Гран-при Канского фестиваля в 1949 году, премию «Оскар» за лучшую операторскую работу и был признан лучшим британским фильмом двадцатого века по версии Британского института кино.
В фильме мы видим полуразрушенную Вену, поделенную на несколько оккупационных зон. Авторы фильма передали характерную для стиля «нуар» атмосферу неуверенности и не ясной, но смертельно опасной угрозы. Главный герой, которого сыграл Джозеф Коттен, американский писатель Холли Мартинс прилетает в Вену по приглашению старого друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Писатель узнаёт, что Лайма насмерть сбила машина и невольно начинает собственное расследование этого трагического происшествия. По мере того, как становятся известны новые обстоятельства, Мартин понимает, насколько опасна жизнь в этом когда-то имперском городе, где послевоенный чёрный рынок диктует свою волю жёстче, чем оккупационные власти.
Пройдём по нескольким адресам в Вене, связанным с фильмом «Третий человек». Грабен - пешеходная улица, а точнее, вытянутая торговая площадь. Так она выглядела в 1949-м году...
...А так - сейчас.
По лестнице возле Руперхткирхе главный герой убегал от преследования.
А это церковь Мария-Ам-Гештаде, что в переводе означает Мария на берегу. На её фоне режиссёр снимал Холли Мартинса, который не понимает, что же происходит. Церковь построена в XIV веке. Высота колокольни – 56 метров.
Колесо Пратер – одна из главных визитных карточек Вены. Именно здесь, на Чёртовом колесе, происходит встреча Мартинса и якобы погибшего Лайма.
Шпионский фильм «Третий человек» стал для кинематографистов из самых разных стран образцом для подражания. Знаменитый режиссёр, сценарист и актёр Орсон Уэллс утверждал, что роль Гарри Лайма написал для себя сам. За всю его долгую жизнь в кино это единственны фильм, в котором Уэллс играл без грима.