Декрет о печати Ленин подписал, как он сам пишет, "в тяжкий час переворота...". Никакой "революции", переворот! По Декрету были закрыты все неугодные газеты. Дальше больше.
Интересующий нас Мосгублит, например, вменяет себе в обязанность проверку не только "всего печатного материала", но и репертуара театров и кино. Они подозревают всех в "невосторженном образе мыслей". Именно по этой причине на некоторых конвертиках для бритвенных лезвий и стоит номер разрешения Мосгублита на типографскую печать.
Недавно слышал оригинальные размышления одного историка по поводу того, почему большевики были так подозрительны. А вышло так, потому, что все они были из подпольщиков. А подпольщики больше ничего не умеют, кроме как ожидать ареста и всех подозревать. Больше им занять себя нечем, они же нигде не работают.
Разрешение Мосгублита надо было получать и для папиросных коробок, и для конфетных фантиков, и для мыла.
Темные были времена. То ли дело сейчас. Статья 29 Конституции "гарантирует каждому свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается"!