Потерпев поражение в захватнической войне, Япония мгновенно превратилась из Великой Империи в совершенно покорного слугу победителей. Самурайский дух выветрился в мгновение ока – кодекс самурая прямо предписывал подчиниться силе, если хозяин прикажет! А хозяин – император Хирохито – предпочёл не сеппуку, а капитуляцию, подав пример подданным.
Американцы, оккупировав острова, сразу запретили практически все виды воинских искусств, закрыли все школы (за исключением айкидо – видимо, решили, что оно для них опасность не представляет). Мастера каратэ, которые и так никогда богатыми не были, оказались на грани выживания. Голод, разруха, болезни – это участь побеждённых.
Но прошло немного времени, американцам стало интересно – а кто такие эти самураи, а чем это они столетиями занимались? Видимо, их интересовали не только «приёмчики», но и то, почему Бушидо не помогло японцам захватить весь Дальний Восток. И японские мастера Будо не стали отказываться. Всего-то прошло полгода после того как 29 апреля Шотокан был уничтожен в результате бомбардировок Токио. Всего-то пару месяцев назад от истощения и гангрены лёгких умер "гений каратэ" Ёошитака Фунакоши. А мастера дзюдо, айкидо, каратэ уже начали проводить показательные выступления для командования оккупационных сил, а когда американцы милостиво разрешили открыть школы Будо, они пустили в свои Додзё тех, кто захотел попробовать экзотические единоборства.
Более того, американцы предложили японским мастерам преподавать на американских военных базах даже не каратэ или дзюдо, а рукопашный бой!
Наверное, многие американцы занимались каратэ просто как «рукопашкой», как обычным единоборством, но были и такие, кто, вернувшись в США открывал собственные школы «японского каратэ», кто стал пионером американского каратэ.
Интересно, что японские мастера поначалу пытались преподавать своим заокеанским хозяевам так же, как они преподавали японцам – строго, с суровым выражением лица, запрещая любые вопросы и т.п. Но американцы – не японцы. На них не рявкнешь грозно, они не верят на слово, всё хотят пощупать, попробовать. А если уж заниматься, то, как минимум, понимая что и для чего ты делаешь.
Из воспоминаний Масатоши Накаяма, которые в те годы преподавал «рукопашный бой» американским военнослужащим: «Преподавание американским ученикам позволило мне понять, что нужно более подробно объяснять, почему мы используем именно такую технику. Американцы требовали обоснований движений, поэтому мы начали анализировать технику и дали ей теоретические объяснения, основанные на законах физики. Японские студенты никогда не задавали такого рода вопросов; полагаю, что это связано культурой и образованием людей.»
Обратите внимание – «мы начали анализировать технику». Конечно, и раньше в каратэ занимались анализом техники, "расшифровывали" и сами ката, и их составные части. Но именно с выходом каратэ на мировую арену бункай начал прочно входить в программу обучения.
Настоящие знания мы получаем тогда, когда ищем ответ на вопрос, а не тогда, когда получаем ответ.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих занятия каратэ.