Сегодня у меня необычная публикация. Это фантазия, которую я написал под впечатлением от разных публикаций в интернете и в Дзене, в частности.
Меня всегда беспокоило, что усилиями рекомендательных алгоритмов, факты которые не соответствуют действительности, могут разноситься на неограниченно широкую аудиторию.
Мой рассказ именно об этом.
Рассказываю почему
Пятница, короткий рабочий день, да ещё и предпраздничный — в честь такого события в банке решили работать без обеда и закрыться пораньше.
Клиентов оповестили заранее — повесили объявления, разослали SMS, а випам даже позвонили лично.
Сохранив отчёт, который надо будет отправить в понедельник, я отправился домой.
Перед банкоматом у входа, как это обычно бывало в предпраздничные дни, толпились люди. Сегодня очередь была особенно длинной, и я с подчёркнутым равнодушием прошёл мимо — уже полгода я снимал наличку, только чтобы сходить на рынок, да и там продавцы через одного начинали принимать оплату переводами с карты на карту.
Автобус, наушники и новый сорокаминутный выпуск подкаста о технологиях — как раз хватит дослушать, пока еду домой.
Рассказывали что-то скучное — про блогеров, про рекомендательные алгоритмы, про Инстаграм, Ютуб и Дзен.
Кстати, по поводу Дзена — в последнее время все на нём словно свихнулись. Даже кассирша из обменника завела себе блог и по вечерам высмеивает там клиентов, которые достают её днём. Руководство прознало, но придраться не к чему — какой-то абстрактный банк, какие-то непонятные клиенты. Погрозили, чтобы никаких реальных фактов, имён и историй, на том дело и кончилось.
Мои размышления и голос ведущего подкаста, который что-то вещал об ответственности рекомендательной системы, прервал телефонный звонок.
— Ты далеко? Срочно возвращайся, короткий день отменяется — начальник быстро рассказал, что в городе паника, что в банк пришла куча людей и все требуют денег.
Атака вкладчиков — вот как это называется.
И выглядит страшно, честно говоря. Люди, которые вчера были вежливыми и любезными, сегодня нервничали в очереди, с особой злобой оглядывая тех, кто выходил из кассы с сумками, пакетами или оттопыренными карманами.
— Денег на всех не хватит — сказал управляющий, собравший всех, кто не был занят с клиентами. — Мы вводим лимит на выдачу — сто тысяч в одни руки, и этот же лимит уже отправлен в процессинг, на все карты.
— Лимиты только всех разозлят — высказал очевидную истину начальник отдела вкладов — Деньги нужны.
— Скоробогатова сделала заявку в РКЦ, но инкассаторы сказали, что сегодня они уже никуда не поедут. Я попробую их уболтать, но пока мы можем надеяться только на себя.
Совещание закончилось быстро и без особой радости. Оказалось, что клиенты атаковали не только наш офис, но и вообще все отделения банка. Кругом разнёсся слух о том, что наш банк банкрот и надо скорее забирать деньги.
Фотографии очередей в соцсетях только подстёгивали панику. Официальное обращение председателя правления банка, в котором обещали выдать деньги всем желающим и просили не паниковать, осталось незамеченным.
Меня отправили дежурить возле банкомата. В нём ещё были деньги, а лимит выдачи наличных, который уже снизили до 20 тыс., позволял надеяться, что до вечера он продержится.
Очередь казалась бесконечной, и я старался держаться бодряком — шутил, подсказывал на какие кнопки нажимать, говорил, что денег хватит всем, рассказывал адреса других банкоматов, где тоже ещё были наличные.
В конце очереди заплакал ребёнок.
— Давайте пропустим женщину с ребёнком — громко обратился я. Никто не оглянулся. Толпа молча смотрела мимо меня… А ребёнок продолжал плакать на руках у матери.
Через час меня сменили — я нужен в офисе.
Когда я подходил к банку, то увидел, как к главному входу подъехало три инкассаторских джипа — я и не знал, что у инкассаторов есть хаммеры.
Два инкассатора с автоматами наперевес стали возле машин, а остальные начали заносить в банк мешки. Мешки с деньгами.
Очередь, которая за время моего отсутствия стала только больше, молча смотрела на это действие.
Весь вечер мы выдавали деньги.
* * *
Банк закрылся за час до полуночи, и мы сидели, ожидая пока нам дадут отмашку уйти.
Главный бухгалтер заглянул в кабинет, увидел нас, заговорщицки подмигнул и вернулся с бутылкой коньяка и пластиковыми стаканчиками.
Чуть позже к нам присоединился и безопасник.
Знаете, что это было? — спросил он и тут же протянул смятый листок с распечатанным текстом — Вот с чего всё началось!
«Банк „Летинвест“ скоро обанкротится. Рассказываю, почему» — это была статья в Дзене, в рекомендательной системе, которую сегодня прочитало 2 миллиона человек.
— Её написал какой-то упырь — яростно говорил безопасник — Ради хайпа, прикиньте. У него даже имени нет, только название дебильное — «Я работаю в банкомате».