Найти тему
Подумалось мне часом

Колюмны, тамги и другие загогулины

В середине XVI-го века в начале Ливонской войны Иван Грозный лично проводит блестящую военную кампанию и берет Полоцк - один из "изначальных" городов Руси, стоящий в одном ряду с Киевом, Новгородом и Смоленском и имевший огромное символическое значение. Немедленно после этого он добавляет прилагательное «Полоцкий» в свой царский титул. Несмотря на последующую утрату города, «великими князьями Полоцкими» именуют себя все доимперские властители России, жестко фиксируя претензию московских государей на эту «дедову вотчину» . Из титула это слово уберет только Петр I, а вернется оно в именование российского императора уже после раздела Польши, при Павле I.

Кроме как в титуле, Полоцк при Грозном получает первый российский вариант герба, который мы видим на Большой Печати первого русского царя. Вот как выглядела там «Печать Полотцская» - никаких привычных нам зверушек или вещей.

Что это? – спросите вы.

Это колюмны, то есть колонны.

Колюмны, чаще именуемые «столбами Гедиминовыми» - один из древнейших геральдических знаков Великого княжества Литовского и один из главных его символов.

-2

Как результат – колюмны, как и другой символ Великого княжества Литовского, герб «Погоня», сегодня является яблоком раздора между Белоруссией и Литвой. В последнем государстве он присутствует на Большом гербе Литвы работы Арунаса Каждайлиса.

-3

Официальные белорусские власти колюмны, как и «Погоню», не очень жалуют, но этот символ все-таки утвердился на гербе древнего города Брагина, ныне пребывающего в статусе поселка городского типа.

-4

А неофициально в Белоруссии колюмны вставляют везде, как, например, на этот памятник Гедимину в Лиде.

-5

Так что же такое колюмны и откуда они взялись?

Литовские князья, как и любая аристократия на земле, обожали придумывать себе древних и престижных предков. По сочиненным ими легендам некий Палемон, мифический родственник императора Нерона и якобы основатель династии литовских князей, привез колюмны не откуда-нибудь, а из самого Древнего Рима.

Но на деле первое изображение колюмн фиксируется в 1397 году на печати великого князя литовского Витовта, где этот знак изображен на щите «ездеца».

-6

Позже он будет очень часто встречаться в польско-литовских источниках.

Вот колюмны на рисунке «Александр Ягеллончик в окружении сенаторов и депутатов» из Устава Яна Ласки, 1506 год.

-7

А вот на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва», фрагмент которой я привожу ниже.

-8

Кстати, принадлежность колюмн Витовту подтверждается не только изображениями, но и письменными источниками. Известный польский хронист Ян Длугош описывает этот знак, рассказывая о той самой Грюнвальдской битве, приведенных Витовтом полках и их знаменах: «Только десять [знамен] из них имели другую эмблему и отличались от остальных тридцати. На красном поле были знаки, которыми Витовт обычно отмечал лошадей, и у него их было много. Эти знаки, потому что их невозможно описать, были нарисованы таким образом |_|_|» .

Упоминание о клеймении лошадей все ставит на свои места. Скорее всего, колюмны просто были тамгой Витовта. Тамга, напомню, это некий принятый у народов Великой Степи родовой фамильный знак; печать, который метили свое имущество. Поскольку чаще всего тамгой клеймили скот, как правило, они несложны в начертании. Тамги существуют у самых разных народов - от монголов до ингушей и от чувашей до уйгуров.

Очень известна, например, тамга Гиреев, ставшая символом крымско-татарского народа.

-9

Вот она, для примера, на портале «Железных ворот» в ханском дворце Бахчисарая.

-10

Но если вы думаете, что подобные знаки встречались только у кочевых народов, то ошибаетесь. Тамга рязанских рюриковичей из прошлой главы вовсе не была чем-то исключительным, напротив – среди потомков Рюрика это очень давняя традиция.

Когда мы с вами говорили о черниговском гербе, я вам показывал современный герб Черниговской области.

-11

На груди у орла вовсе не символ Украины. Нет, это личный знак – тамга, если хотите - главного черниговского князя Мстислава Удалого. А символом Украины стал знак его отца, Владимира Красное Солнышко, который остался на монетах, чеканившихся при крестителе Руси. Вот прорисовка сребреника князя Владимира Святославича.

-12

Свои «тамги» были практически у всех героев "полоцкой" главы.

Вот найденная в 1954 году в Новгороде печать Изяслава, которая была оттиснута на свинцовой полоске и привешена к грамоте на кожаном ремешке. Надпись полустерта, но сама тамга, как вы видите, прекрасно видна.

-13

Знак с нее стал официальным гербом «именного» княжьего города Изяславля, нынешнего белорусского Заславля.

-14

А вот перстень с личным знаком одного из самых знаменитых восточнославянских колдунов и оборотней, полоцкого князя Всеслава Брячиславича по прозвищу Чародей.

-15

Но его тамгу на герб еще не приспособили.

-16

Думаю, вы уже догадались, что Витовт со своими колюмнами был, как сейчас говорят, «в тренде». Но если вы думаете, что все эти глупости с тамгами закончились в Средневековье, то сильно ошибаетесь.

Вот герб известного литовского рода Глинских, к которому, как вы помните, принадлежала мать Ивана Грозного.

-17

А вот рюриковичи Огинские, которых, к сожалению, нынче помнят только по знаменитому полонезу, сочиненному одним из представителей этого рода, восходящего к святому князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому.

-18

О тамгах и тамгоподобных символах в отечественной геральдике можно говорить очень долго – примеров предостаточно.

Но нас ждет Ростов.

____________

Это отрывок из новой главы моей книги об исторических регионах России "Царский титул в картинках" - https://author.today/work/76682