(Автор: Николай Чувиков)
"Scenes From A Memory" был полноценной концептуальной работой со сквозным сюжетом, "Six Degrees Of Inner Turbulence" продемонстрировал слушателям авангардную сторону творчества Dream Theater, а "Train Of Thought" стал самым тяжёлым альбомом группы за всю их историю - так что на своей очередной записи музыканты решили, скажем так, вернуться к корням. Исходной идеей было то, что "Octavarium" должен был стать "классическим альбомом Dream Theater" - без концепций и излишних экспериментов. Также музыканты хотели добиться более доступного и прямолинейного звучания - и это у них почти получилось. Почти, в том смысле, что Dream Theater не смогли удержаться и записали двадцати-четырёх-минутный заглавный трек, но от них стоило этого ожидать.
Хотя давайте не будем лукавить - определённая концепция на "Octavarium" всё-таки была - правда заметит её отнюдь не каждый слушатель. Когда группа начинала работу над альбомом, господин Портной ненароком подметил, что это их восьмой студийный альбом, в то время как недавно выпущенный музыкантами концертник "Live At Budokan" стал их пятой живой записью (официальные бутлеги не в счёт). В это же самое время одна октава на клавиатуре соответствует восьми бекарам и пяти альтерациям - так что именно на этой идее и было решено записать новый альбом. Что это означает? А то, что каждая новая песня на "Octavarium" имеет свою тональность: к примеру, "The Root Of All Evil" имеет тональность фа мажор, а «The Answer Lies Within» - соль минор. Вместе с этим Dream Theater использовали специальные эффекты, чтобы соединить все эти песни воедино и дать слушателям ощущение того, что они слушают не музыкальный разнобой, а униформный альбом. Однако, даже не смотря на все эти усилия, некоторые особо догадливые критики разругали "Octavarium" за излишне диверсифицированное звучание. Вместе с этим, как в музыке альбома, так и в его оформлении и лирике, можно найти много отсылок как к используемым в песнях тональностям, так и к цифрам "восемь" и "пять".
Заморочились так заморочились, что уж тут скажешь - при этом любопытно, что слушатель-обыватель вряд ли обратит внимание на такую глубокую подноготную альбома и просто будет воспринимать его с позиции "нравится-не-нравится". Лично мне же приятно осознавать, что передо мной лежит не просто диск с альбомом Dream Theater, а настоящая головоломка, при изучении которой всплывают всё новые и новые детали.
Стоит отметить, что "Octavarium" был последним альбомом, записанным кем-либо в легендарной студии "The Hit Factory", где до этого работали такие раскрученные исполнители как Майкл Джексон и Мадонна - аккурат после записи последней песни Dream Theater студия была закрыта и стала частью современной музыкальной истории.
Если говорить про сами песни, то лично я бы назвал "Octavarium" одним из моих любимых альбомов группы, который, по моему мнению, является их последним альбомом "золотого" периода. Не поймите меня неправильно, я отнюдь не принадлежу к когорте снобов, которые утверждают, что после этого творчество Dream Theater пошло под откос, но именно "Octavarium" был последней записью группы, которая восхитила меня от начала и до конца, без исключений. Тут действительно есть что послушать: сногсшибательный боевик в лице "The Root Of All Evil" (продолжение "Twelve-step Suite", что посвящена борьбе Майка Портного с алкоголизмом), томительная и одновременно будоражащая "The Answer Lies Within" (местная баллада про бесконечные поиски жизни, причём посредством творчества и, в частности, музыки), прямолинейная и хитовая "I Walk Beside You" (здесь определённо есть что-то от U2), размашистая и эпичная "These Walls" (в лирическом плане являющаяся своеобразным отголоском Pink Floyd-овской "Стены" - про те стены, что мы воздвигаем внутри нашего сознания), агрессивная и хаотичная "Panic Attack", динамичная и тяжёлая "Never Enough" (написанная музыкантами в ответ на постоянные придирки к ним критиков и поклонников) и драматичная и эмоциональная "Forgotten Sons" (один из тех редких случаев, когда лирику к песне писал сам ЛаБри - на тот момент он был под большим впечатлением от американских терактов 2001 года, а потому решил посвятить эту песню тем людям, что пожертвовали своими жизнями, спасая людей из-под завалов "Башен-близнецов"). Ну, и, конечно же, не могу не упомянуть заглавную песню, которую часто называют лучшим эпиком Dream Theater за всё время существования группы - и это не случайно. Написанная под влиянием творчества таких групп как Yes, Genesis и Pink Floyd (даже вступление навевает мысли о "Shine On You Crazy Diamond"), сия размашистая песня изобилует сюжетными поворотами, сверхсложными соло, экстраординарными музыкальными экспериментами и действительно чарующими мелодиями.
"Octavarium" хорош - даже если этот альбом, на первый взгляд, не имеет присущего прошлым альбомом концептуального стержня, он хорош в плане своего музыкального наполнения. Тут нет ни одного очевидно слабого номера, а представленные на записи мелодии и аранжировки находятся на настолько высоком уровне, что в это даже трудно поверить.