Найти тему
TexTerra Daily

Шаблон «человек труда» устарел – деньги должны появляться из ума

Оглавление
Источник: flickr.com
Источник: flickr.com
«Я тяжело работал, чтобы у тебя и твоей сестры были эти дурацкие комиксы», – такая фраза уставшего отца семейства была актуальной где-нибудь в США в 1950-х. Заменим «комиксы» на «мясо» или «ботинки» и получим СССР второй половины прошлого века. Нечто подобное российские отцы и матери говорят своим детям и сегодня. Однако поколение Z смотрит на родителей непонимающе: «А зачем вы тяжело работали?»

Это вызывает у людей в возрасте 40–60 лет широкий спектр отрицательных эмоций – от раздражения до бешенства. Однако «зэты» правы – в 2020-х даже в России нет никакого смысла «работать тяжело» – руками, а не головой.

Они смотрят на блогеров, зарабатывающих на CPA-партнерках (блогер дает ссылку, ведущую в интернет-магазин, на мобильное приложение и т. п.) и других видах рекламных интеграций столько, сколько не поднимает в месяц ни рабочий, ни фермер, ни оператор станка. И хотят быть блогерами.

Ну или известными музыкантами, танцорами, фитнес-инструкторами, визажистами, гонщиками, YouTube-поварами, моделями, видеографами, монстрами интернет-маркетинга – кем угодно, но только не тем, кто копает от забора до обеда.

Старшее поколения кипит от возмущения: «А кто вас лоботрясов будет кормить? Кто будет делать вам кастрюли, красивые одежки, обои и унитазы?!» Те отвечают: «Да нам все равно – хоть бы китайцы, чехи, румыны или кто там хочет тяжко поработать? А мы все купим у них через интернет».

-2

«Молодежная дурь» выводит из себя опытных выживальщиков – россиян-«бумеров» и «иксов». Особенно в провинции, особенно при подсчете представителями старших поколений собственных заработков и трат. Однако Россия, несмотря на всю свою бедность и падение доходов населения в течение последних 6-7 лет, несмотря на унылое состояние многих экономических показателей, вовсю участвует в «4-й промышленной революции» наряду с «Первым» и «Вторым» мирами.

В стране внедряются киберфизические системы (автоматизация, роботизация, цифровизация) в производство, сельское хозяйство и обслуживание человеческих потребностей – в том числе бытовых и досуговых.

Вероятно, обывателю, это не слишком заметно. Он все еще думает, что «труд» – это про еду, плуги, деревяшки, железки, отбойные молотки и паяльники. А тот, кто всем этим орудует, есть «человек труда». Все же остальные – «накипь», «паразиты» и «спекулянты».

Ну ОК, давайте подсчитаем, каково количество россиян, которые «кормят» 146-миллионое население страны и «паразитов» в том числе.

Читайте также: Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе»

Едой, «железками», стройкой и транспортом заняты всего 27,5 миллиона человек из 121 миллиона россиян старше 15 лет

Ой. Да как такое может быть? Это что, у нас больше 90 миллионов взрослых – либо пенсионеры, либо студенты, либо врачи-учителя-военные, либо «накипь»? Ага. Обратимся к подробному изданию Федеральной службы государственной статистики под названием «Рабочая сила, занятость и безработица в России» 2020 года (это наиболее свежие обработанные данные).

Из сведений Росстата нам становится очевидно, что, например, еду в России «добывают» всего 2,4 % от всех трудящихся за деньги – это квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства.

Условными «железками» занимаются:

  • квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий: их 13,4 % от всех занятых;
  • операторы производственных установок и машин, сборщики и водители: их – 12,9 %.
  • неквалифицированные рабочие: их – 7,8 %.

В России вообще заняты хоть каким-то трудом 75,3 миллиона человек. Из них «едой и железками» – лишь 27,5 миллионов (36,5 %). И они умудряются производить продукты питания, кастрюльки, одежку, квартиры, станки и пресловутые унитазы для оравы из 146 миллионов граждан.

А теперь посмотрим в динамике – что же происходило с типами занятости на длинном временном отрезке. У Росстата есть наблюдения с 2006 по 2019 годы.

Начнем со структуры занятости, она такова: 67,1 миллиона работают по найму, не по найму – 4,8 миллиона человек. Работодателями являются чуть больше 1 миллиона. Самозанятыми в той или иной форме – 3,5 миллиона, членами производственных кооперативов – 9 тысяч, помогают на семейных предприятиях 257 тысяч человек. Более 2,6 миллиона россиян работают на основе устной договоренности, без оформления документов.

Теперь про существенные изменения последних 13-15 лет. Вот в каких сферах занятость уменьшилась:

  • в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве в 2006 году она составляла 6 831 тыс. человек, в 2019-м – 4 196 тыс. (минус 38,5 % );.
  • в обрабатывающих производствах: в 2006 году – 12 091 тыс., в 2019-м – 10 258 тыс. (минус 15,2 % );
  • в деятельности по операциям с недвижимым имуществом: в 2006 году – 1 404 тыс. занятых, в 2019-м – 1 233 тыс. (минус 12,2 % ).

Вот вам и традиционные индустриальные и крестьянские ценности. Вот вам и земля, и недвижка – основы основ. Но куда же ломанулся работать народ? Все ушли в программисты? Ну, не совсем.

  • В сфере информатизации и связи в 2006 году работало 1 240 тыс. человек, а в 2019 – 1 295 тыс. Прирост минимальный.
Читайте также: Пенсия самозанятых: иметь ли дело с государством или отбросить иллюзии?

А вот куда действительно люди пошли:

  • финансовая и страховая деятельность: в 2006 году – 1 077 тыс. человек, а в 2019 – уже 1 627 тыс. (плюс 51 % );
  • гостиницы и общепит: в 2006 году – 1 406 тыс., а в 2019 – 1 894 тыс. (плюс 34,7 % );
  • деятельность профессиональная, научная, техническая, административная и сопутствующие дополнительные услуги: в 2006 году – 2 890 тыс. занятых; а в 2019 – аж 4 139 тыс. (плюс 43 % );
  • деятельность в области здравоохранения и социальных услуг: в 2006 году – 4 832 тыс. занятых, в 2019 – 5 693 тыс. (плюс 17,8 % );
  • деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений: в 2006 году – 1 092 занятых, а в 2019 – 1 445 тыс. (плюс 32,3 % );
  • торговля: в 2006 – 10 445 тыс. работников, в 2019 – 11 198 тыс. (плюс 7,2 % );
  • образование: в 2006 – 6 246 тыс. занятых; в 2019 – 6 840 тыс. (плюс 9,5 % );
  • энергетика (обеспечение электричеством, газом, паром): в 2006 году – 1 796 тыс. человек, в 2019 – 1 876 тыс. (плюс 4,4 % );
  • предоставление прочих видов услуг: в 2006 году – 1 185 занятых, в 2019 – 1 753 (плюс 47,9 % );
  • добыча полезных ископаемых: в 2006 году – 1 192 тыс. человек, в 2019 –1 651 тыс. (плюс 38,5 % ).
-3

Очевидно, что кроме традиционной сырьевой составляющей занятости мощно выросли услуги, услуги и еще раз услуги всех видов и направлений – от медицинских и социальных до образовательных и «ноготочковых». А также развлекательная сфера, торговля и все, что связано с высоким интеллектом – техническим и гуманитарным.

Вывод: Россия действительно широкими шагами движется к постиндустриальной экономике. Работать руками люди больше не стремятся.

Хотеть самореализации и занятия любимым делом, а не «тяжелого труда» – это нормально

Миф о «человеке труда», который есть соль земли и мера всех вещей, наконец перестает быть популярным. Это объективная реальность. Сейчас, когда мировые конвейеры штампуют все более дешевые копии повседневных товаров, и автоматизация проникает во все сферы – от документооборота и общепита до индустрии знакомств, люди наконец смогли поднять взгляд от борозды, токарного резца или сборочного стола.

Тут и оказалось, что у россиян появились время и возможности задуматься о том, чего на самом деле им хочется. О том, как развить и применить к своей выгоде природные способности, и вместо «я работал, я устал» добиться чувства удовлетворения от повседневной деятельности. А там, глядишь (чем автоматизация не шутит?) – и радости.

Некоторые любят общаться и находят себя в сфере услуг. Кто-то увлечен финтехом и инвестиционной деятельностью. Многие занимаются непосредственно автоматизацией всего, что движется. А что не движется – двигают и автоматизируют.

Россияне, несмотря на все экономические проблемы, находят себя в образовательной и просветительской деятельности, в науке, в искусстве и сфере развлечений. Даже пресловутые блогеры кривовато, но все-таки заметно конкурируют со СМИ.

И, конечно же, поскольку все конвейерные товары и все профессиональные услуги требуется сделать популярными и хорошо продать, в стране быстро развивается рынок интернет-маркетинга, который все еще далек от насыщения талантливыми профессионалами.

Эта сфера тоже предлагает молодым (и не очень) россиянам с десяток, а то и больше новых профессий, не делающих из человека тягловое животное.

Новое поколение, которое принято называть «зэтами» – первое в России, которое почувствовало, что деньги должны появляться либо из ума, либо благодаря soft skills и эмоциональному интеллекту, либо из-за уникальности умений конкретного человека, либо из того, что он хотя бы обаятельный.

«Пахать» молодые не желают, и правильно делают. Именно для того, чтобы освободить человека от однообразного, тяжкого, вгоняющего в могилу труда, наука работала столетиями.

Молодые 2020-х – не лоботрясы, нет. Они просто не рабы, и это можно только приветствовать.

Автор: Владимир Лакодин

Читайте также: Русский антипрогресс: половина россиян боится интернета и хочет в прошлое