Найти тему

Почему дети быстро теряют желание учиться в школе, даже если они туда хотели?

Оглавление

Периодически вижу комментарии родителей в духе: "Ребёнок учится в школе. Не глупый, соображает хорошо, но есть ощущение, что ему лень, он ничего не хочет и из-за этого страдает успешность учёбы".

Для начала давайте разберём, что значит в данном случае "лень". Ребёнку без умственной отсталости никогда не бывает лень учиться - он до этого ещё не дорос. Это мы, взрослые, чем старше, тем неповоротливее в суждениях и в учёбе. Но детям интересно вообще всё новое. В школе этого нового вагон и маленькая тележка, особенно в плане знаний. Так почему получается так, что некоторым малышам всё равно "лень"?

В последние годы на этот счёт пачками выходят статьи в духе: "Вот у нас учителя плохо работают/школы плохие и такие все растакие". Такие тезисы весьма соблазнительны: легко можно сказать, что это "система" и какие-то там обезличенные "учителя" виноваты и, посотрясав с дивана воздух, успокоиться. Но это не совсем верно.

Школа и учителя правда имеют большое значение для успешности учащихся в ней детей. Нередко так и говорят "сильная школа" или, напротив, "слабая". Что же до педагогов, то да, бывает, что в школе так себе преподают какую-нибудь математику, а вот история, скажем, тянет чуть ли не на первое место по городу. То есть, действительно имеет место влияние отдельных педагогов на успешность детей в их дисциплине.

Тем не менее, даже у лучших преподавателей не все дети получают хороший балл или знают предмет. Хотелось бы и тут топнуть ножкой и сказать, что учитель виноват, не нашёл подход и прочий набор слов, который обычно говорят в подобном случае. Но это сложно сделать, учитывая, что другие-то у него учатся хорошо или даже отлично.

Как бы ни было обидно, но в таких ситуациях дело скорее всего в самом ребёнке. И нет, он не неполноценный, но почти наверняка есть:

  • Расстройство учебных навыков - дислексия (тяжело читать, понимать прочитанное), дискалькулия (неспособность к арифметике и счёту) и дисграфия (систематические ошибки на письме);

ИЛИ

  • Низкая мотивация к учёбе - она же "лень" учиться.
фото из открытых источников
фото из открытых источников

С первым моментом очень желательна помощь врачей и коррекционных педагогов, поскольку это всё само по себе не уходит - без специальных занятий ребёнок так и будет не понимать, что он читает или писать с множественными ашыпками, хоть как заставляй и "лечи" ремнём.

А вот с низкой мотивацией можно поработать самостоятельно, так как многие её причины лежат на поверхности. К примеру, сильно демотивируют следующие огрехи:

Примеры "сына маминой подруги"

Думаю, что наставления а-ля: "А вот почему Петя, такой молодец - математику решает, а ты не можешь?" знакомы многим. Взрослые рассчитывают тут вызвать у ребёнка ревность и желание переломить ситуацию, доказать, что он тоже может.

Но у дошкольников и младших школьников не настолько сильно развиты причинно-следственные связи. Это вам очевидны мотивы подстегнуть через сравнение, а малышу очевидно только то, что какой-то Петя лучше, чем он, и вы жалеете, что не Петя ваш ребёнок.

Это очень обидно и подавляющее большинство детей тут вовсе не заряжаются мотивацией превзойти Петю, а думают только о том, что они плохие/глупые/не ценные для родителя. Про то, что вы просто хотели, чтобы он больше внимания уделил математике, ребёнок почти наверняка и не подумает.

  • Что делать?

Перестать сравнивать с другими и подчеркивать их хорошие качества. Может на каких-то детей это влияет так, как задумано, но большинство обидится и на вас, и на условного Петю. Лучше подчеркните хорошие качества ребёнка, отметьте, что вы знаете, что он молодец, он может лучше и вам хотелось бы это увидеть.

И конечно очень желательно поискать с ребёнком момент, где он недопонял материал, чтобы поправить знания.

Рассказы "Тебе не дано"

Подобные умозаключения уменьшают желание учиться, пробовать новое, более сложное, так как изначально идёт настройка на "не получится". В результате ребёнок ленится и начинает мыслить категориями типа: "Сделаю что полегче, да побыстрее, а в сложное лезть не буду - мне же не дано".

  • Что делать?

Вообще не рассуждать об этом. "Дано/не дано" покажет время. Подавляющему большинству интеллектуально нормальных детей по силам массовая программа обычной школы - на то она и массовая.

Как я уже писала выше, бывают расстройства школьных навыков - это и правда "не дано". Но даже тут акцентировать внимание ребёнка на таких вещах не стоит, так как ни ему, ни вам эти рассуждения ничего не дадут, а старания преодолеть эти моменты из-за "Мне не дано" могут стать слабее.

Отсутствие похвалы за успехи или хотя бы старания

Почему-то есть такая тенденция, что за промашки дети всегда огребают и крики, и даже ремни "чтобы понимали последствия", а за хорошие оценки/дела им и слова доброго никто не скажет. В результате не формируется причинно-следственная связь, что их добрые дела и старания тоже порождают последствия, но куда более приятного плана: радость и благодарность взрослого, комплименты, возможно, какие-то подарки и преференции.

  • Что делать?

Ответ прост: хвалить, поощрять приемлемым для себя способом. На самом деле детям не так уж и много нужно - если с ребёнком хорошие отношения, то ему нередко достаточно мотивации "чтобы мама улыбалась".

Отсутствие ответов на вопросы и гиперопека

Иногда малыши задают очень много вопросов и всё, чего хочется, - немного тишины. Но детские вопросы идут как раз от развивающейся мотивации учиться. Пресекаете их - пресекаете тягу к знаниям. То же самое даёт и гиперопека с пресечением любых самостоятельных действий.

  • Что делать?

Стараться отвечать, если не на все вопросы, то на большинство уж точно. Показывать ребёнку различные познавательные эксперименты, учить повседневно-бытовым делам.

Маленькие помощники конечно не столько помогают, сколько бедокурят, но вы же не ожидаете, что, скажем 3-летка, впервые взяв в руки швабру, действительно идеально протрёт пол? Тут ценность не столько в помощи, сколько в опыте. Поэтому показывайте, объясняйте и даже давайте ошибаться - всё это развивает детский мозг не меньше прицельных занятий. Главное не ругайте за промахи, а то рискуете поплатиться выученной беспомощностью - о ней я писала здесь.

Недостаток базовых знаний и несформированность мыслительных операций

Обычно это проблема детей с нарушениями развития, но она может встречаться и у педзапущенной нормы.

Знаю, что весьма распространено мнение "школа должна", но, давайте по-честному, - она должна до известного предела. Если приводят ребёнка, который не знает элементарных вещей, то не надо удивляться, что он чего-то не понимает/плохо учится - у него нет базы, на которую можно наслаивать новые знания. И пока весь остальной класс будет идти вперёд, никто его не будет ждать. В таком случае не приходится рассчитывать на большую успешность учебы и, следовательно, на то, что ребёнку она понравится.

  • Что делать?

Конечно удобно рассуждать кто и чего должен, но операции мышления и общие знания это не разовьёт. А вот проработка слабых моментов, помощь с д/з может и правда помочь.

"Что из тебя вырастет?!"

Этим вопросом задаются вслух в отношении, как правило, трудных детей родители и учителя, причём тут же сами могут подкинуть прогнозов: "Уголовник/бестолочь/бездарь".

Детям с особенностями развития достаётся ещё больше, так как заслышав про диагноз, на самого ребёнка уже никто не смотрит - только на бумажку.

И там, и там мы имеем картину, когда сами взрослые ставят жирный штамп "Бракованный", а потом удивляются чего это малыш ни на что не мотивирован.

  • Что делать?

Не говорить такие вещи и не делать прогнозов. Дети до подросткового возраста очень зависят от суждений взрослых. Здесь нельзя как окучивать незаслуженными превознесениями, так и перебарщивать с критикой и далекоидущими выводами. Прогнозы вилами по воде писаны. Но зато испортить ими отношения можно очень сильно.

Пример из жизни: мой муж неплохо учился в школе. Но у него было трудное детство, что сказалось поведении. Оно, мягко говоря, было ужасным. На фоне этого он постоянно слушал от учителей это славное: "Кто же из тебя вырастет?! Колония по тебе плачет!". Как вы думаете, кто вырос? ЗОЖник и менеджер среднего звена с нормальной зарплатой. Ничего сверхъестественного, но и не отщепенец явно. Педагогов любого звена до сих пор люто ненавидит "за предвзятость и любовь судить всех свысока", поэтому с педагогами сына практически всегда общаюсь только я.

Но учителя это ещё полбеды - выпустился из школы и забыл про них. А родные люди? Подобные суждения от семьи ранят куда сильнее. И хорошо если только ранят. А если сломают? Тогда прогнозы, когда-то сказанные в сердцах, и правда могут оправдаться.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Над чем нужно поработать, чтобы младшекласснику была доступна математика?

Рабочая память - о том, почему даже умный ребёнок не всегда может быть успешен в учёбе

Импульсивность, гиперактивность и невнимательность - о трёх бедах детей с СДВГ и об играх, которые могут им помочь