Найти тему
Транссертико

ТОП-9 трендов контейнерных перевозок

Оглавление

В этом материале мы поговорим об объемах контейнерных перевозок в России, обозначим основные тенденции отрасли и расскажем о прогнозах аналитиков на ближайшее будущее.

Начнем с итогов 2020 года. Он был сложный, неординарный, непредсказуемый. Несмотря ни на что, «ковидным козням» не удалось испортить позитивную статистику: объемы контейнерных перевозок в нашей стране растут пятый год подряд, причем 2020 не стал исключением. Как ожидают эксперты, рост российского контейнерного рынка составит 11% в годовом выражении. Основными «локомотивами» рынка были и остаются экспортные и транзитные направления.

-2

Проанализировав все прошедшие события прошлого года, аналитики выявили ТОП-9 трендов контейнерного рынка, которые давали о себе знать в 2020 году и не утратили своей актуальности в 2021:

Тренд №1. Дефицит контейнеров и, как следствие, рост ставок на перевозки из азиатского региона

С октября в Китае появилась серьезная нехватка порожнего оборудования. Сначала проблема появилась в северных портах Китая – Шанхае и Нинбо. Затем она распространилась на всю страну. Высокий спрос на контейнеры привел к более чем двукратному росту фрахтовых ставок по маршрутам в Северную Америку и Европу по спотовым заказам.

Прежде всего дефицит возник из-за дисбаланса «импорт-экспорт» между Китаем, США, Австралией, странами Европы и Россией. Китай прекратил закупать у США и Австралии товары, в то время как США и Австралия продолжили активно импортировать грузы из КНР. Порожнее оборудование отправлялось в страну назначения и не возвращалось назад, поэтому порты США, Европы и Австралии были забиты пустыми контейнерами. Более подробно о причинах дефицита вы можете прочитать в этой статье .

Тренд № 2. Увеличение объема транзита из Азии через порты Дальнего Востока в Европу

Летом 2019 года компания FESCO – крупнейшая транспортная группа РФ, которая обеспечивает перевозку через порты Дальнего Востока – совместно с «РЖД Логистикой» запустила сервис Trans-Siberian LandBridge. Это маршрут, объединяющий Азию и Европу через порты Дальнего Востока и Транссибирскую магистраль. Чуть позже к кампании присоединились «Трансконтейнер» и Maersk. В августе 2020 года с целью поддержать перспективный маршрут правительство России подписало постановление о субсидировании ЖД-ставки в размере $1 000 за 40-футовый контейнер. Помогла ли эта мера? Безусловно, о чем и свидетельствуют цифры: по итогам 2020 года объем транзита Азия – Дальний Восток России – Европа составил более 8 тысяч TEU.

Тренд № 3. Повышенный спрос на контейнеризацию

Все больше и больше компаний отдают предпочтение контейнерной логистике. В 2020 году наиболее ярко эта тенденция проявилась на рынке стальной продукции. Вообще, такая тенденция наметилась давно, но в 2020 речь шла о гораздо бОльших объемах. Помимо металлургической отрасли контейнеризация наблюдалась и у производителей леса. Из-за нашествия короеда в странах Европы производителям приходилось экспортировать балансовую древесину под переработку в целлюлозу. Для транспортировки в Поднебесную были выбраны перевозки в контейнерах по маршруту через Россию.

Тренд № 4. Увеличение роли Дальнего Востока на контейнерном рынке РФ

В 2020 году произошло перераспределение: часть перевозок с маршрута Deep Sea (по морю из Китая до Санкт-Петербурга) перешла на маршрут через Дальний Восток. Это можно объяснить увеличением фрахтовых ставок, возрастающей ценностью скоростных перевозок и стабильностью поставок по дальневосточному направлению. Статистика говорит сама за себя: по итогам 11 месяцев объем импорта через Дальний Восток составил 514 тысяч TEU, увеличившись на 11%. В Санкт-Петербурге грузовая база сократилась на 8% и составила 904 тысяч TEU.

Что касается экспорта, то доля региона в структуре контейнерооборота также увеличилась. Здесь играют роль два основных фактора – 1) выход предприятия «Запсибнефтехим» на проектную мощность выпуска полимеров, 2) увеличение объемов экспорта цветных металлов. В 2020 году прирост грузовой базы составил около 70 тысяч TEU, а доля портов Дальнего Востока в структуре контейнерного экспорта относительно предыдущего года выросла на 2%.

Тренд № 5. Возрастание доли сухопутных пограничных переходов с Китаем в структуре контейнерного рынка РФ

Во время «ковидных» запретов и ограничений в портах, а также после «расшатывания» морской и авиационной логистики на передний план вышли железный дороги. Им удалось продемонстрировать стабильность сроков поставки и наличие подвижного состава. Да, трудности были и с этим видом транспорта (будет уместным вспомнить про скопление вагонов на погранпереходах и хаосе на станции «Ворсино»), но глобально этот способ перевозки грузов доказал свою состоятельность. На внешнеторговых направлениях доля отправок через сухопутные погранпереходы с Китаем продолжила увеличиваться и достигла 14% от общего объема импорта и экспорта. В 2020 году впервые крупные грузоотправители северо-западных регионов один за другим переходили к отправкам в Китай контейнерными поездами напрямую по железной дороге.

Тренд № 6. Рост потребности в фитинговых платформах

В связи с тем, что вырос спрос на транзит Китай – Европа, Азия – Дальний Восток России – Европа и внешнеторговые поставки через сухопутные маршруты, время оборота вагонов между погрузками увеличилось. Доля перевозок на расстояние свыше 2 тысяч километров изменилась с 67% до 71%. Вместе с этим возросла и потребность в подвижном составе. К счастью, здесь не возникло нехватки, так как операторы вовремя разместили заказы на строительство новых вагонов. За год парк фитинговых платформ на сети РЖД превысил 77 тысяч.

Тренд №7. «СИБУР» – лидер среди контейнерных экспортеров

В последние годы «Сибур» работал над запуском производства полипропилена и полиэтилена в Тобольске, причем речь шла о рекордных для одного экспортера объемах поставок. Компания приложила много усилий, чтобы подготовить предприятия, рынок и контейнерных операторов, поэтому появление столь крупного спроса на перевозку не стало для них неожиданностью. Операторы наращивали парк платформ, оптимизировали текущие и открывали ранее неизвестные маршруты для формирования лучшего логистического решения под новый грузопоток. За 2020 год «СИБУР» вышел на первое место по отправкам контейнеров в экспорте, опередив производителей леса и целлюлозы.

Тренд № 8. Изменения на рынке операторов фитинговых платформ

Сложившаяся ситуация с фитинговыми платформами совпала с ослаблением монополизации рынка,что стало стимулировать развитие еще большей конкуренции. Итог – снижение цен на вагоны. Совокупность этих факторов позволила малым и средним логистическим компаниям увеличить численность вагонов в оперировании. В общей сложности доля организаций, имеющих от 500 до 3000 вагонов, увеличилась с 28% до 32%.

Тренд № 9. Маневренность в почете

В течение всего 2020 года мы наблюдали всплески популярности разных видов перевозок. В ход шла маневренность. Скажем, в конце лета-начале осени из-за проблем в Ворсино резко снизился поток грузов по прямому железнодорожному сообщению. Так как дефицита оборудования по морскому направлению еще не было, логисты начали «перекидывать» грузы на формат «море+ж/д». В декабре самые хорошие показатели были у прямого железнодорожного сообщения из Китая, чем все не преминули воспользоваться.

Участники рынка учились быть начеку, быстро оценивать ситуацию и в случае необходимости менять стратегию. Чтобы как-то обезопасить себя, минимизировать риски, многие поменяли свою бизнес-модель и начали дробить партии грузов. Эта стратегия оказалось рабочей – если отправлять грузы у разных перевозчиков, которые транспортируют товары разными маршрутами, есть вероятность того, что хоть какая-то партия приедет без серьезных задержек.

Прогнозы на 2021 год

Делать какие-то прогнозы – занятие неблагодарное. Тем не менее большинство аналитиков склоняются к тому, что:

1. повсеместное распространение вакцины от коронавируса окажет положительное влияние на рост экономик стран;

2. ожидаемый рост мировой экономики увеличит спрос на российский экспорт, в том числе в контейнерах;

3. в первом полугодии логистический рынок придет в себя, произойдет возврат к нормальному ритму цепочек поставок, и ставки снизятся.

4. будет сложно предугадывать потребности клиентов и структуру импорта. В 2020 году мы стали свидетелями роста спроса на одни товары (например, товары для самостоятельно ухода за собой и домашнюю технику) и снижения на другие (например, товары для моды и декоративную косметику). Какой будет потребительская модель в 2021 не может сказать ни один эксперт.

5. морские операторы и дальше будут расширять линейку услуг и в условиях роста электронной коммерции будут становиться гибче для грузовладельцев;

6. контейнеризация в России не потеряет актуальности, и в 2021 году мы вновь увидим переход новых производителей на транспортировку груза в контейнерах;

8. на российском контейнерном рынке появились новые операторы.Это увеличит конкуренцию и положительно скажется на развитии отрасли.*

Хотите привезти и растаможить товар? Обращайтесь в «Транссертико»! Пишите на почту partner@dtod.ru, звоните по телефону +7(495) 172-68-75 или оставляйте заявку на сайте www.dtod.ru .

*При написании статьи были использованы материалы с официального сайта FESCO