По пути – Тотьма, город на берегу Сухоны. В 16-17 вв. был центром солеварения. Говорят, там сейчас есть бальнеологический курорт.
Город старинный, красивый и уютный, расположен среди прекрасного пейзажа. Несколько церквей. В одной из них – музей мореходов. Там увидели стенд, посвящённый Николаю Рубцову, одно время он жил в этих краях. Почитала его стихи – и зазвучал лейтмотив Севера. Как это так удаётся поэту найти такие слова, создать такой ритм, в которых выражается сама суть, дух местности?
И в стихах звучит мотив родной земли, касающийся сердца - мотив этой природы, этих старых домов, церквей, лесов, дорог, людей? Я потом дома открыла книжку со стихами Рубцова, и будто заново открыла для себя его поэзию.
И узнала в ней все те места, по которым проехала. Да ещё у меня самой по дороге из Великого Устюга написался стих, как потом оказалось – созвучный.
Всё-таки есть в поэзии какое-то чудо. Когда была потом на родине Есенина, там тоже услышала, как местность звучит его поэзией. Мне показалось, что поэт не сам по себе родился, а родился из недр народной души, из самого сердца русского народа и природы. Как бы созрел в них. Поэтому народ так принимает поэта – чует, узнаёт в нём себя и родину. Даже до боли.
В Тотьме есть Спасо-Суморин монастырь, заброшенный совсем, в одном из его помещений находится музей старинной крестьянской утвари с миллионом прялок.
Заехали по пути в большое село Нюксеницу.
Гуляли по лесу, Ольга настояла грибы собирать. Куда их? Насобирали немножко. Чернику ели. Набрели на заросли какого-то растения, оно ладаном пахнет на весь лес.
Машину поставили у дороги. Подъехал какой-то водитель, познакомились - он из Питера. Много петербуржцев в тех местах путешествуют, а москвичей почти нет. Поэтому все нам удивлялись.
фото автора