Все помнят сентенцию Льва Толстого о том, что все семьи счастливы одинаково и несчастливы по-своему. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в XVI веке, рвет все шаблоны. Отчего к этим православным Ромео и Джульетте так приковано внимание современных драматургов? 10 и 11 апреля «Петр и Феврония» в МХАТ им. М. Горького.
В основу повести легли муромские легенды о княжеской чете, правившей в городе в первой четверти XIII века. По одной из гипотез прототипами легенд могли быть князь Давыд Юрьевич Муромский и его супруга Феврония. Заняв престол после смерти брата, князь Давыд сражался на стороне Всеволода Большое Гнездо, объединявшего русские земли вокруг Владимира. Супруги жили в любви и верности, а в конце жизни приняли схиму. Князь скончался на Пасху, одновременно с сыном Святославом, а вскоре упокоилась и возлюбленная его Феврония.
В историю вплелись два сказочных сюжета: о коварном Змее и мудрой Деве. Князь Петр побеждает Змея-искусителя его снохи, но поверженный враг успевает обрызгать его своей кровью и тело князя покрывается незаживающими язвами. Оказывается, эти язвы – следы греха. И тут является простолюдинка, дочь древолаза (бортника, добывающего дикий мед) и предлагает князю в обмен на исцеление законный брак. Шантаж? Нисколько.
«Аще будет мяхкосерд и смирен во ответех, да будет здрав!» – это означает, что исцелиться человек может только будучи мягким сердцем, а в случае с Петром – преодолев свой последний грех (последний струп) гордыню, – объясняет ситуацию Елена Исаева, поэт и драматург, автор инсценировки камерного спектакля в МХАТ им. М. Горького – Ведь для него, князя, мезальянс символизировал полное смирение. Это Господь руками Февронии очищал и исцелял князя, приводя к вере. Не было сначала любви между ними, но потом они полюбили друг друга так, что и после смерти никто не смог их разлучить».
С этого момента супруги начинают свой крестный путь, который вдвоем совершать гораздо легче, чем в одиночку: Петр, попирая предрассудки знати, спокойно отказывается от княжения, а Феврония мягко и остроумно отваживает посягателя на женскую красоту. А в результате именно их и желает видеть народ князем и княгиней Муромскими. И да, они умирают в один день, а будучи похоронены в разных местах, чудом соединяются в одной могиле.
Автор повести, Ермолай-Еразм был псковским священником и писателем. Осенью 1546 года в городе останавливался Иван Грозный, и псковичу удалось завязать знакомство с царским чтецом Софронием. Вскоре Ермолай переехал в Москву, поступил на службу в собор Спаса-на-Бору и вошел в круг книжников митрополита Макария, как бы сейчас сказали, главного редактора «Великих Четьих-Миней» (помесячных сборников священных текстов для домашнего или келейного чтения). Работа была начата еще при Иване III , и имела целью способствовать духовному объединению русских земель вокруг Москвы и укреплению власти государя.
Два церковных собора при Иване Грозном, 1547 и 1549 годов, канонизировали сорок местночтимых святых, и во вторую редакцию «Четьих-Миней» вошли шестьдесят новых житий. Специально для этой редакции Ермолай и написал «Повесть о Петре и Февронии». Благочестивые супруги были канонизированы, а вот «Повесть» не смогла вписаться ни в исторический, ни в агиографический (житийный) жанры. Она не была включена в сборники и стала предтечей светской литературы. Интересно, правда? Мы получили азбуку-кириллицу практически вместе с православием, а литературу – с житием!
Ермолай создал еще ряд произведений. Писал о любви и милосердии, а за критику царя и обличение бояр подвергся гонениям. Письмо к Ивану Грозному не помогло. В 1560 году Ермолай постригся в монахи и принял имя Еразм, но и после этого продолжал писать, предлагать государю планы реформ… Последние годы жизни Ермолай-Еразм посвятил богословию, философии, составлению сборников церковных песнопений.
Мог ли он предположить, что с его легкой руки Петр и Феврония станут русскими Ромео и Джульеттой, покровителями семьи, что к мощам благоверных супругов в Свято-Троицком женском монастыре будут стекаться паломники и любопытные туристы, а в День их памяти 25 июня (8 июля) жители Мурома будут отмечать День города а вся страна – День семьи, любви и верности?
Что же такое любовь и что же такое брак? Все ли мы знаем о себе, раздаривая «валентинки» и бросаясь в обнимашки? «Любовь – ад, а брак – тюрьма», – твердят нам масс-медиа. А кто-то попробовал порвать этот шаблон, да не в одиночку, а вместе? Вопрос ребром ставит спектакль «Петр и Феврония». Смотрите премьеру на Малой сцене МХАТ им. М. Горького 10 и 11 апреля. «Петр и Феврония» – радение о супружестве – для влюбленных, для взрослых пап и мам и для их наблюдательных чад.