Найти тему
Кучерена Групп

Крупные российские компании начали отделять IT-подразделения ради льгот.

Многие непрофильные предприятия стали выделять свои IT отделы в обособленные юридические лица для получения льгот по налогам в рамках подписанного президентом «налогового маневра для IT-отрасли».

Ситуация интересна хотя бы потому, что одними из таких организаций, решившимися на «лазейку в законе», являются, например, госкорпорация «Росатом», ПАО «Сбербанк» или «Почта России».

ФЗ № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который менял структуру налогообложения для IT сферы, был направлен на спасение IT отрасли в период короновирусного локдауна и вступил в силу 1 января текущего года. Пакет мер предусматривал снижение налога на прибыль с 20% до 3%, отмену НДС при передаче прав на ПО даже через Интернет, а также снижение ставок страховых взносов. Но и здесь не обошлось без «подводных камней». Предприниматели, решившиеся на этот шаг, столкнулись с бюрократическими проволочками при выполнении всех условий для получения льготы. Например, речь идет об обязательной регистрации программ в реестре российского ПО, или о том, что 90% доходов компании должно быть получено именно от операций с ПО: отчуждение экземпляров, отчуждение исключительных прав, услуги по адаптации и модификации софта.

Последнее условие, вероятно, и стало причиной вывода IT - департаментов крупных предприятий в отдельные юридические лица. Использовали такой прием уже упомянутые выше Сбер, Почта России, Росатом, а также операторы Билайн, МТС. Правда, федеральная налоговая служба тоже не оставила происходящее без внимания, теперь им предстоит выяснить, насколько правомерно поступили корпорации, и является ли выделение их IT-отделов в новые юридические лица острой бизнес-необходимостью.

Несмотря на сомнения некоторых юристов в эффективности данного пакета мер для IT отрасли, очевидно, что положительные стороны превосходят все негативные, и предприниматели остались довольны предложенной стимулирующей поддержкой. Высказывались, однако, и вопросы на тему: почему ставка налогообложения по-прежнему так велика, ведь при аналогичных льготных режимах, например, на Кипре, ставка налога на доходы от использования программного обеспечения составляет всего лишь 2,5%. Остается надеяться, что второй пакет мер, который разрабатывается в правительстве, обеспечит такую важную для российской экономики сферу, как IT, дополнительными или упрощенными системами льгот.