⭐⭐⭐⭐
(Рейтинг: 4 из 5)
Японский death jazz-коллектив Soil & «Pimp» Sessions выпустил новый альбом, который должен подвести определенную черту в музыкальной и сценической карьере группы. Проект зародился двадцать лет назад в прокуренных джазовых подвалах Токио, но сегодня этот эксцентричный квинтет, пожалуй, можно назвать чуть ли не основным хедлайнером нового поколения японского джаза.
Участники группы начинали с того, что подыгрывали диджеям на живых инструментах, а лидер коллектива Сатоси Кусима по прозвищу Сячё («Босс») заводил публику, используя мегафон и прочие подручные средства. Soil & «Pimp» Sessions стараются максимально задействовать аудиторию в своих выступлениях, чтобы уйти от традиционной джазовой практики, когда слушатель просто следит за происходящим на сцене. Роль Сячё в группе обозначена как «агитатор», за клавишные отвечает Дзёсэй, на трубе играет Табу Зомби, на басу — Акита Голдман, а на ударных — Мидорин. Вряд ли в начале пути они вообще могли предположить, что любимая музыка и отвязное времяпрепровождение в клубах доведет их фриковатую компанию до мирового признания — но именно это и произошло. Сегодня дискография проекта насчитывает десяток лонгплеев, выходивших как в Японии, так и за ее пределами: в середине нулевых Soil & «Pimp» Sessions подписали контракт с лейблом Brownswood, и его глава, Джайлс Питерсон, занялся раскруткой группы, а в Германии дебютный альбом коллектива издал мюнхенский лейбл Compost, еще занимавшийся в то время джазом.
Отметить свое двадцатилетие Soil & «Pimp» Sessions решили выпуском альбома с кавер-версиями любимых композиций — джазовых, но и не только. Команда и раньше с удовольствием исполняла на концертах и записывала в студии разножанровую классику: можно вспомнить любовную тему из фильма «Спартак» Стэнли Кубрика, джазовый стандарт «Wheel Within A Wheel», «Cantaloupe Island» Херби Хэнкока и, конечно, потрясающую версию «Papa’s Got A New Pigback» британских панков Pigback. Но сделать альбом, полностью состоящий из каверов, музыканты решили впервые.
Каждый из участников квинтета выбрал любимую вещь, и в альбом вошли семь композиций, шесть из которых — в той или иной степени классика джаза. Единственным исключением стала «Planet Caravan» Black Sabbath — в оригинале тоже, по сути, превосходный джаз-фьюжн, но из совершенно другой музыкальной Вселенной.
Открывает альбом кавер на «Inner Glimpse» пианиста Маккоя Тайнера, скоростная классика с альбома «Quartets 4×4» 1980 года. Формально эта вещь — выбор барабанщика Мидорина, который выдает здесь пулеметное соло, но в любви к ней и вообще к великому Тайнеру признаются все участники Soil & «Pimp» Sessions. «My Favorite Things» в трактовке Джона Колтрейна и его же «Resolution» с альбома «A Love Supreme» — еще один земной поклон в сторону великих и очевидная, но, тем не менее, обязательная классика, квинтэссенция черной музыки, которая, по словам группы, стала неотъемлемой и важной частью их собственного «смертельного» джаза.
В уже упомянутом треке «Planet Caravan» звучит удивительное фортепианное соло от Дзёсея, который и выбрал эту композицию, ставшую одной из самых ярких на пластинке. Фортепиано здесь вступает в тихий и проникновенный разговор с трубой Табу Зомби.
«Soulful» — посвящение скончавшемуся в 2018-м трубачу Рою Харгроуву. Еще один джазовый стандарт, который, тем не менее, никогда не выпускался Роем в виде студийной записи, а известен стал благодаря живым выступлениям его квинтета. Партитура композиции почти случайно попала в руки Дзёсэя, который принес ее на репетицию Soil & «Pimp» Sessions. В итоге получился номер, не характерный для коллектива, — тонкий, лиричный и наполненный мягким светом.
Но главным успехом альбома стала «Kitty Bey». Ее оригинал принадлежит саксофонисту Байрону Моррису и его группу Unity. Он вышел в 1974 году и высоко котируется на международной rare groove- и acid jazz-сцене. Несколько лет назад эту вещь уже переигрывал вместе со своим коллективом продюсер Тосио Мацуура, бывший участник токийского трио United Future Organization, и именно его запись вдохновила Сятё и его команду сделать собственный вариант. Версия Soil & «Pimp» Sessions — привычное для квинтета безумие, идеальный танцевальный джаз, исполненный практически по законам техно и в фирменной «смертельной» манере.
Заканчивается пластинка медитативной версией «Silence» контрабасиста Чарли Хэйдена. В оригинале звучит труба Чета Бейкера, который умер спустя несколько месяцев после записи. Для Soil & «Pimp» Sessions это имеет символическое значение: они завершают альбом, можно сказать, на философской ноте, и здесь снова нет того «агрессивного альтернативного джаза», который стал визитной карточкой группы.
Илья Рассказов
Слушать альбом: Apple Music | Amazon Music | YouTube