Найти тему
Исторические сражения

Как русские "Волки", наводившие страх на гарнизоны крепостей, оказались в шведском замке

Изучение русской допетровской артиллерии занятие непростое. Во-первых, терминология того времени не совпадала с современной, отчего часто возникает путаница. Во-вторых, как таковая стандартная классификация еще не сложилась, и в разных документах одна и та же система может именоваться по-разному. В-третьих, ко временам Ивана Грозного в употреблении имелось что-то около 30 основных калибров и свыше 100 типов орудий, часто отличавшихся сущими конструктивными мелочами (технологическими или даже декоративными). И тут изобилие выступало вполне объяснимой помехой. В-четвертых, образцов (подлинных) сохранилось у нас не так уж и много. И самая качественная артиллерийская коллекция той поры находится в Швеции. Частично в виде сохранившихся трофеев, но по большей части в виде качественных прорисовок – перед переплавкой трофейных русских орудий их внешний вид вплоть до мельчайших деталей декора тщательно документировался.

Пушкой тогда называлось то, что мы сейчас относим к гаубицам. Артиллерийские системы для ведения навесного огня. Длинноствольные же орудия для настильной стрельбы прозывались пищалями. И их часто путают с одноименными ручными образцами. Но тут изначально речь идет именно о длинноствольности. Этот признак просто взят за основополагающий. Пищаль, пищик, дудка, тростинка.

Пищаль "Волк". Иллюстратор: Алексей Березин
Пищаль "Волк". Иллюстратор: Алексей Березин

Первые пищали были кованые, но довольно скоро переняли передовую технологию литья. Сначала мастеров выписывали из Италии (в правление Ивана III), затем наступил длительный "немецкий" период. Хотя в избытке имелись и французские мастера, и английские. Причем заманивали их хорошей зарплатой на момент действия контракта, а по окончании того отпускать на родину не спешили – вот уж точно "вход копейка, да выход – рубль". И потому не все русские имена пушкарей принадлежали русским. Просто иностранцам давали созвучные с их настоящими, привычные слуху имена. Но в правление Иоанна IV пушкари в массе своей уже совсем обрусели (русские перенимали науку быстро).

Первые литые пушки стоили немало. И потому не производились массово. В какой-то момент доходило до того, что распоряжение о литье нового орудия мог дать самолично только царь. Потому как дорогое удовольствие, а казну требовалось экономить. Соответственно, пушки богато орнаментировались. И каждая лилась по своему, особому, индивидуальному проекту. Что еще больше прибавляло в стоимости, но благотворно сказывалось на понтах и престиже.

Пищаль "Скоропея" из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Питере
Пищаль "Скоропея" из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Питере

Понятное дело, что при таком раскладе артиллерийский парк даже зажиточного правителя получался довольно ограниченным. И потому пушкам давали имена собственные. Возможно, для полевой артиллерии правило это действовало и не всегда, но в осадной – обязательно. Вот и знаменитый Андрей Чохов, сработавший большую и недоделанную Царь-Пушку, за свою карьеру отлил массу именных орудий, часть из которых дошла и до наших дней. Известно, что делал он Инрога, Царя Ахиллеса, Соловья, Скоропею и множество других. По большей части совершенно разных – не менее 20 именных образцов. Но вот 40-фунтовых пищалей (180 мм) отлил аж целых три. Правда, не единовременно. А последовательно, восполняя утраты.

Надо сказать, что в XVI веке работали и другие талантливые русские мастера. Например, Семен Дубинин. Два его детища (пищали "Медведь" и "Свиток") сегодня красуются в петербургском музее артиллерии. Больше информации о царской артиллерии XVI-XVII веков можно найти на страницах журнала "Кремли и крепости земли русской" (во II выпуске). Который, как и следует из названия, посвящен истории оборонительных сооружений на территории России.

А что самое важное: в журнале есть то, что мы все так любим - подробные описания осад, сопровождающиеся иллюстрациями и картами. Ну и нельзя не отметить привлекательный дизайн журнала.

Теперь вернемся к нашим "Волкам"...

Первая пищаль Волк появилась в 1577 году. Длина ствола 7 аршин. Пищаль считалась стенобитной и во время Ливонского похода относилась к "Большому царскому наряду" (такой аналог резерва ГАУ). Потом ее отделили от него и отправили под стены Вендена. Где пищаль показала себя настолько хорошо, что попала сначала во все европейские военные таблоиды – с ее помощью удалось разбить большой участок стены, что почти обернулось победой русских. Вот только позднее пришло к шведам подкрепление, и они удачно контратаковали позиции осаждающих. Русские же слишком выдвинули осадную артиллерию вперед и не прикрыли ее полевой. В результате чего два десятка осадных орудий шведы захватили. И на их стволах повесили или просто изрубили прислугу. В том числе и важного воеводу Василия Воронцова. Ну а пищаль Волк отправилась в качестве трофея в замок Динамюнде.

Царь Иван, желая показать, что такие потери ему нипочем, велел отлить нового Волка. Что Чохов и выполнил в 1579-ом. Пищаль имела тот же калибр в 40 фунтов и длину на 12 вершков поболее предшественника. И ее тоже отправили воевать шведа. Новый Волк остался в резерве в Ивангороде. Там он ждал подходящей осады. Не дождался – шведы захватили Ивангород в 1581. Так что Волка-второго отправили к старшему брату демонстрировать успехи шведского оружия в замок Грипсхольм. По мирному договору ее полагалось вернуть русским, но как-то не сложилось. И это орудие теперь украшает музейный двор вместе со старшим братцем, демонстрируя схожесть пропорций и декоративного убранства.

"Волки" в замке Грипсхольм, Швеция
"Волки" в замке Грипсхольм, Швеция

В 1627 году Андрей Чохов отливает третьего Волка, уже калибром в 54 фунта (ядро в пуд). Этот отправляется под стены Смоленска воевать ляхов. Где успешно попадает в полон. Правда, особо ценным трофеем пищаль не считают – орудие раздуло в середине ствола при выстреле (дефект литья или ошибка пушкаря). Так что этого Волка демонстрируют какое-то время в качестве трофея в варшавском арсенале, а потом, в 1703-1730 годах, переливают. Из одной старой пищали выходит сразу несколько полевых пушек.

Известны поздние пищали работы Ивана Московитина и Харитона Иванова. Иногда мелькает упоминание еще об одном Волке. Но тот не относился к пищалям, а считался то ли пушкой (то есть гаубицей), то ли бомбардой (мортирой). Андрей Чохов к этим образцам уже отношения не имел.

Подробнее о журнале "Кремли и крепости земли русской" - ТУТ

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала