Изучение русской допетровской артиллерии занятие непростое. Во-первых, терминология того времени не совпадала с современной, отчего часто возникает путаница. Во-вторых, как таковая стандартная классификация еще не сложилась, и в разных документах одна и та же система может именоваться по-разному. В-третьих, ко временам Ивана Грозного в употреблении имелось что-то около 30 основных калибров и свыше 100 типов орудий, часто отличавшихся сущими конструктивными мелочами (технологическими или даже декоративными). И тут изобилие выступало вполне объяснимой помехой. В-четвертых, образцов (подлинных) сохранилось у нас не так уж и много. И самая качественная артиллерийская коллекция той поры находится в Швеции. Частично в виде сохранившихся трофеев, но по большей части в виде качественных прорисовок – перед переплавкой трофейных русских орудий их внешний вид вплоть до мельчайших деталей декора тщательно документировался.
Пушкой тогда называлось то, что мы сейчас относим к гаубицам. Артиллерийские системы для ведения навесного огня. Длинноствольные же орудия для настильной стрельбы прозывались пищалями. И их часто путают с одноименными ручными образцами. Но тут изначально речь идет именно о длинноствольности. Этот признак просто взят за основополагающий. Пищаль, пищик, дудка, тростинка.
Первые пищали были кованые, но довольно скоро переняли передовую технологию литья. Сначала мастеров выписывали из Италии (в правление Ивана III), затем наступил длительный "немецкий" период. Хотя в избытке имелись и французские мастера, и английские. Причем заманивали их хорошей зарплатой на момент действия контракта, а по окончании того отпускать на родину не спешили – вот уж точно "вход копейка, да выход – рубль". И потому не все русские имена пушкарей принадлежали русским. Просто иностранцам давали созвучные с их настоящими, привычные слуху имена. Но в правление Иоанна IV пушкари в массе своей уже совсем обрусели (русские перенимали науку быстро).
Первые литые пушки стоили немало. И потому не производились массово. В какой-то момент доходило до того, что распоряжение о литье нового орудия мог дать самолично только царь. Потому как дорогое удовольствие, а казну требовалось экономить. Соответственно, пушки богато орнаментировались. И каждая лилась по своему, особому, индивидуальному проекту. Что еще больше прибавляло в стоимости, но благотворно сказывалось на понтах и престиже.
Понятное дело, что при таком раскладе артиллерийский парк даже зажиточного правителя получался довольно ограниченным. И потому пушкам давали имена собственные. Возможно, для полевой артиллерии правило это действовало и не всегда, но в осадной – обязательно. Вот и знаменитый Андрей Чохов, сработавший большую и недоделанную Царь-Пушку, за свою карьеру отлил массу именных орудий, часть из которых дошла и до наших дней. Известно, что делал он Инрога, Царя Ахиллеса, Соловья, Скоропею и множество других. По большей части совершенно разных – не менее 20 именных образцов. Но вот 40-фунтовых пищалей (180 мм) отлил аж целых три. Правда, не единовременно. А последовательно, восполняя утраты.
Надо сказать, что в XVI веке работали и другие талантливые русские мастера. Например, Семен Дубинин. Два его детища (пищали "Медведь" и "Свиток") сегодня красуются в петербургском музее артиллерии. Больше информации о царской артиллерии XVI-XVII веков можно найти на страницах журнала "Кремли и крепости земли русской" (во II выпуске). Который, как и следует из названия, посвящен истории оборонительных сооружений на территории России.
А что самое важное: в журнале есть то, что мы все так любим - подробные описания осад, сопровождающиеся иллюстрациями и картами. Ну и нельзя не отметить привлекательный дизайн журнала.
Теперь вернемся к нашим "Волкам"...
Первая пищаль Волк появилась в 1577 году. Длина ствола 7 аршин. Пищаль считалась стенобитной и во время Ливонского похода относилась к "Большому царскому наряду" (такой аналог резерва ГАУ). Потом ее отделили от него и отправили под стены Вендена. Где пищаль показала себя настолько хорошо, что попала сначала во все европейские военные таблоиды – с ее помощью удалось разбить большой участок стены, что почти обернулось победой русских. Вот только позднее пришло к шведам подкрепление, и они удачно контратаковали позиции осаждающих. Русские же слишком выдвинули осадную артиллерию вперед и не прикрыли ее полевой. В результате чего два десятка осадных орудий шведы захватили. И на их стволах повесили или просто изрубили прислугу. В том числе и важного воеводу Василия Воронцова. Ну а пищаль Волк отправилась в качестве трофея в замок Динамюнде.
Царь Иван, желая показать, что такие потери ему нипочем, велел отлить нового Волка. Что Чохов и выполнил в 1579-ом. Пищаль имела тот же калибр в 40 фунтов и длину на 12 вершков поболее предшественника. И ее тоже отправили воевать шведа. Новый Волк остался в резерве в Ивангороде. Там он ждал подходящей осады. Не дождался – шведы захватили Ивангород в 1581. Так что Волка-второго отправили к старшему брату демонстрировать успехи шведского оружия в замок Грипсхольм. По мирному договору ее полагалось вернуть русским, но как-то не сложилось. И это орудие теперь украшает музейный двор вместе со старшим братцем, демонстрируя схожесть пропорций и декоративного убранства.
В 1627 году Андрей Чохов отливает третьего Волка, уже калибром в 54 фунта (ядро в пуд). Этот отправляется под стены Смоленска воевать ляхов. Где успешно попадает в полон. Правда, особо ценным трофеем пищаль не считают – орудие раздуло в середине ствола при выстреле (дефект литья или ошибка пушкаря). Так что этого Волка демонстрируют какое-то время в качестве трофея в варшавском арсенале, а потом, в 1703-1730 годах, переливают. Из одной старой пищали выходит сразу несколько полевых пушек.
Известны поздние пищали работы Ивана Московитина и Харитона Иванова. Иногда мелькает упоминание еще об одном Волке. Но тот не относился к пищалям, а считался то ли пушкой (то есть гаубицей), то ли бомбардой (мортирой). Андрей Чохов к этим образцам уже отношения не имел.
Подробнее о журнале "Кремли и крепости земли русской" - ТУТ
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала