Найти тему

Три игры для уроков обобщающего повторения

Оглавление

Скоро конец учебного года. Все темы будут пройдены, наступит время для обобщения и повторения изученного. Как сделать так, чтобы эти уроки не превратились в рутину и скуку? Самое время - поиграть.

Игра "Угадай с трёх раз"

Учитель загадывает название изученного объекта (растение, животное, страну, историческую личность, грамматическую категорию, литературного героя - в зависимости от преподаваемого предмета). Задача учеников - угадать, о чем или о ком идет речь.

Учитель зачитывает первое утверждение описательного характера об этом объекте. Ученики пытаются угадать загаданное. Если с первого раза им это сделать не удается, то учитель зачитывает второе утверждение, содержащее более точную информацию об объекте. Если правильный ответ снова не будет дан, то учитель зачитывает третье утверждение, содержащее такую информацию, что не узнать загаданное невозможно.

Таких "загадок" можно приготовить несколько. Таким образом можно играть хоть весь урок. За каждое угаданное слово ученики получают баллы. Угадали после первого утверждения - 3 балла, после второго - 2, после третьего -1.

Эту игру можно превратить в настоящее соревнование, наградой победителям будут пятерки.

Пример.
Литература. Обобщающий урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.
Учитель загадывает помещика Ноздрёва. В качестве утверждений берутся цитаты из текста.
1 утверждение: "Прежде они пошли обсматривать конюшню, где видели двух кобыл. Потом... показал пустые стойла, где прежде были тоже хорошие лошади... повёл глядеть волчонка, бывшего на привязи..."
2 утверждение: "Обед, как видно, не составлял главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось".
3 утверждение: "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком..."

Игра "Крокодил"

Эту всем известную телевизионную игру можно с успехом использовать и на уроках обобщающего повторения. Класс делится на 2-3 команды. Учитель заранее готовит карточки с названиями изученных объектов, процессов, явлений.

От каждой команды по очереди выходят представители, вытаскивают карточку с названием и изображают загаданное с помощью жестов и мимики, без слов и оборудования.

Команды (и своя, и соперников) пытаются угадать слово. Очко получает та команда, которая назвала слово быстрее. В конце игры очки складываются, определяется команда-победитель, награждаются положительными отметками наиболее активные ученики.

Пример.
Литература. Урок обобщения по басням И.А. Крылова.
Загаданные слова (снова берем цитаты):
"Плутовка к дереву на цыпочках подходит ; Вертит хвостом...";
"На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась";
"Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло";
"Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом /Здесь чистое мутить питье Мое/ С песком и с илом? / За дерзость такову / Я голову с тебя сорву...";
"Наевшись, выспалась под ним; / Потом, глаза продравши, встала / И рылом подрывать у Дуба корни стала" (и другие).

Игра "Попаданцы"

Эта игра больше подходит для предметов естественно-научного профиля.

Игровые роли: 3-4 экипажа, король (учитель), свита (3-4 ученика) и колдун.

Сюжет:

Экипажи машин времени терпят крушение и попадают в прошлое. В королевстве, куда они попали, экипажам необходимо доказать свою силу и реальную пользу от полученных в современном мире (на уроках) знаний по изученной теме.

Ход игры

Свита короля в самом начале рассказывает о своем королевстве: историческое время, страна, уровень развития государства, проблемы. Исходя из этого, экипажи выстраивают свою защиту.

Король (учитель) - прогрессивный человек, заинтересованный в развитии своего государства. Он готов выслушать "попаданцев" и даже выделил 100 золотых монет на поощрение новых идей. По итогам презентаций научных знаний и практических предложений по применению этих знаний для развития государства король разделит эти 100 монет между экипажами в зависимости от глубины и пользы представленного.

Однако у экипажей есть враг - колдун. Он не признает ничего нового, поэтому должен выступать в роли оппонента, критика, скептика и даже вредителя, цель которого - не позволить экипажам убедить короля в нужности научных знаний.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".