Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Русский балет за рубежом. Борис Романов и Русский романтический театр

Первый в мире сюрреалистический спектакль, неоклассические постановки и цирковая пластика в балете. В начале XX века русские хореографы совершали открытия и диктовали моду в зарубежном балетном искусстве. О новаторских спектаклях русских хореографов, их труппах и школах читайте в публикациях «Культуры.РФ».

БОРИС РОМАНОВ В РОЛИ ПЬЕРО. ФОТОГРАФИЯ: BIBLIOCLUB.RU
БОРИС РОМАНОВ В РОЛИ ПЬЕРО. ФОТОГРАФИЯ: BIBLIOCLUB.RU

Одним из первых русских танцоров, создавших за рубежом собственный коллектив, был Борис Романов. До эмиграции он блистал в Мариинском театре, исполнял партии ярких персонажей — Шута в «Щелкунчике» и «Павильоне Армиды», Странствующего актера в «Испытаниях Дамиса», Лучника в «Половецких плясках».

В танце буффонов [в балете «Щелкунчик»] Романов показывает чудеса замечательной техники, которых без огня и таланта не проделать никому. Театр единодушно аплодирует молодому артисту… за технику дерзкого прыжка и игру сверкающим обручем, который мнется в его руках как лента и не мешает ничему.

Аким Волынский, искусствовед

Свои первые балеты Романов поставил в антрепризе Дягилева. Однако критики отмечали недостатки в сценарии или не соответствующие общему стилю декорации. Романов покинул коллектив и основал свою труппу — Русский романтический театр.

Ставить масштабные спектакли балетмейстер не мог: его труппа была небольшой, около 50 артистов. Самой значительной постановкой в первые годы стал балет «Жизель», но в основном репертуар состоял из камерных произведений и одноактных балетов. Они не приносили большого дохода и постепенно танцоры уходили из коллектива. После неудачного турне по Испании Романов был вынужден оставить в труппе только 30 человек.

В 1924 году Борис Романов заказал у Сергея Прокофьева балет «Трапеция», премьера которого прошла в 1925 году в немецкой Тюрингии. В нем Романов впервые использовал цирковые номера — они появились в половине балетных сцен, а хореографию спектакля дополнили акробатические элементы. Однако новаторская постановка не помогла преодолеть финансовые трудности, и Русский романтический театр распался. Борис Романов продолжил работу уже с другими труппами — в миланском Ла Скала и нью-йоркском Метрополитен-опера.

Автор: Лидия Туляганова