Найти тему
Психология и бизнес

Не нервничать по пустякам

Еще Зигмунд Фрейд указывал на то, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, создавая внутренний конфликт между природой и социальной составляющей психики. Развивая его мысль, можно сказать, что в бизнесе, где социум сжат до пределов офиса, внутренний конфликт становится неотъемлемым атрибутом рабочих будней.

Неспровоцированные грубость коллеги или повышенный тон начальника могут на полдня выбить человека из колеи. Только к вечеру он остывает и понимает, что не стоило волноваться по таким пустякам. Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией «КОМКОН», почти 45% россиян признаются, что часто волнуются из-за мелочей.

Звучит как каламбур, но это факт — трата нервов по пустякам на самом деле не пустяк, а, если верить медицинским справочникам, прямой путь к неврозам.

«Масса сил, нервов и времени тратится не на то, на что надо», — сетует директор по рекламе компании «Соло» Людмила Тепликова. По ее мнению, это неизбежно, если по роду деятельности приходится общаться с множеством контрагентов. Для уменьшения эмоциональных затрат, она ввела жесткие бюрократические ограничения в деловом общении. «По каждому проекту мы требуем заполнения максимально подробных формуляров. Чем больше описаний мы требуем, тем меньше шансов остается для отклонений и, соответственно, длительных разговоров с контрагентами, т. е. нервных трат».

Обучение руководителей: узнать больше

Страх быть уволенным тоже может стать источником постоянных мелких раздражений. Менеджер по персоналу той же компании «Соло» Мария Кокурина считает, что от него можно избавиться, если периодически обращаться в кадровые агентства. «Не для того, чтобы найти работу, а просто чтобы знать себе цену и быть уверенным в том, что если что-то случится, то всегда можно устроиться на аналогичную работу», — поясняет Мария Кокурина.

Психолог-консультант компании «АНКОР» Вера Александрова считает, что источником постоянного раздражения может стать нелюбимая работа. Но даже если работа нравится, но не нравится работодатель, это тоже сильно действует на нервы. А как показал опрос, проведенный маркетинговой фирмой Taylor Nelson Sofres, 40% россиян не любят компанию, в которой работают. То же самое можно сказать про 58% японцев и голландцев, 57% шведов, 55% южнокорейцев, 48% эстонцев, 45% литовцев, 37% латышей, 36% поляков, 34% англичан, 31% американцев, 25% немцев, 21% французов и 19% израильтян.

Результаты опроса Taylor Nelson Sofres, о чувстве любви к компании.
Результаты опроса Taylor Nelson Sofres, о чувстве любви к компании.

По мнению директора тренинговой компании MTI Георгия Мелика-Еганова, есть надежный способ сократить число поводов для стресса — прояснить свои жизненные цели, постоянно держать их в голове и сверять с ними свои поступки.

Беда заключается в том, что в повседневной деятельности люди тратят силы на дела, которые не соотносятся с целями. Это становится источником постоянного раздражения.

Георгий Мелик-Еганов, директор тренинговой компании MTI

Мелкие расстройства возникают по серьезным поводам

Немного иной взгляд на проблему предлагает наука. «Все мелкие расстройства возникают по очень серьезным поводам», — утверждает научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Василий Недашковский. По его мнению, в основе мелких раздражений лежат нарушения в системе ценностей. «Есть такое правило — величина негативных чувств равна величине неудовлетворенных потребностей. Только речь здесь идет не об обывательских потребностях, а о так называемых стратегиях жизни, в основе которых лежит любовь к чему-либо», — говорит Василий Недашковский. Он выделил шесть наиболее распространенных потребностей, каждая из которых может превратиться в страсть и стать источником излишней раздражительности.

Любовь к себе. Это потребность постоянно чувствовать и переживать свою значимость. Человеку необходимо, чтобы окружающие нуждались в нем и любили его. Если любовь к себе становится чрезмерной, то одно грубое слово уборщицы или косой взгляд малознакомого человека может испортить настроение на весь день. При этом люди, для которых любовь к себе не стала страстью, даже не заметят подобных вещей.

Тяга к совершенству. Человек постоянно испытывает потребность в том, чтобы все происходило только так, как считает правильным он. Перфекционист требует такого же стремления к совершенству от своих коллег и подчиненных, любое несоответствие приводит его в бешенство.

Любовь к скорости. Это маниакальная потребность делать все быстрее. Постоянным источником раздражения становится все, что этому мешает (например, предложение коллеги выпить кофе, когда дело еще не закончено).

Любовь к свободе. Антисоциальная стратегия, чаще сильно выраженная у подростков. Но иногда сохраняется на всю жизнь. Любое ограничение извне приводит к расстройству. Например, человек приходит на работу когда ему удобно, а упрек со стороны начальства за опоздание воспринимается с обидой.

Потребность душевной близости. Источником раздражения становится любое нежелание со стороны коллег сократить дистанцию, перейти на душевные отношения. Деловая позиция в разговоре для них неприемлема и граничит с отторжением. Они чувствуют себя заброшенными и одинокими.

Любовь к удовольствиям. Люди с подобной стратегией ленивы по определению. Любая работа по большому счету становится источником раздражения, так как занимает время, которое можно потратить на удовольствия.

Как повысить уровень счастья и удовлетворенности жизнью

Чтобы перестать волноваться по пустякам, надо осознать «свою порочную любовь». Это первый шаг. «Надо помнить, что любовь эта чрезмерна, и в соответствии с этим пытаться реагировать на раздражители» — говорит Василий Недашковский. При возникновении раздражения надо спрашивать себя, «что со мной происходит», потом — «из-за чего это у меня происходит». Таким образом можно постепенно перестроить свои жизненные позиции и реакции.

Человек, чрезмерно любящий себя, должен стремиться к тому, чтобы начать любить не отношение людей к себе, а свое отношение к ним. Процесс перестройки ценностей сложный и длительный. Главное, чтобы у человека было желание перестать волноваться по каждому поводу.

Источник: Ведомости

Автор статьи: Анатолий Чернов

Иллюстрация: Кристина Ниесова