Найти в Дзене
Любитель балета

4 парные хореографические миниатюры Л. Якобсона – прекрасное зрелище!

Оглавление

Интересен жанр хореографической миниатюры: мини-спектакль на несколько минут. С 1959 г. в бывшем Мариинском театре шел спектакль «Хореографические миниатюры» балетмейстера Л. Якобсона, в 1960 г. по нему был снят одноименный фильм-балет. Я здесь, на своем канале однажды задалась целью сделать обзор их всех (19). И вышла на финишную прямую, сегодня – последние. А начало и навигатор по всем сериям здесь:

Искусство хореографической миниатюры Леонида Якобсона

«РАЗМЫШЛЕНИЕ» на музыку П. И. Чайковского.

Номер впервые поставлен в 1938 г. В фильме 1960 г. его исполняют Алла Осипенко и Анатолий Нисневич.

Эта миниатюра в фильме первая, с 2 мин. 15 сек.

«Размышление» – бессюжетно… если размышление и любовь не считать сюжетом. Герои одеты традиционно для танцовщиков – хитон, туника. В танце они действительно переговариваются – не споря, а дополняя друг друга, льется реплика за репликой. Потом характер музыки меняется:

Тревожное беспокойство музыки получает отражение в пластике: диалог прерывается, танцовщики разъединяются, встревоженные, обеспокоенные. Но вот они снова вместе, и музыкальной кульминации соответствует танцевальная: танцовщик стремительно кружится в вальсе, а танцовщица в его руках словно раскачивается, то взмывая вверх, то опускаясь к самому полу.
Так виртуозность звучит торжеством любви, становится ключом всей миниатюры, концентрирует в себе максимум ее содержания.

(искусствовед Г. Добровольская).

«ВЛЮБЛЕННЫЕ».

На музыку С. Кагана. Ирина Певзнер (Якобсон) и Алексей Миронов.

«Влюбленные» – милый номер на еврейские темы. Очаровательная девушка, нетерпеливо пристукивая каблучками, ждет своего кавалера.

А вот и он – чудной и несуразный.

-2

Г. Добровольская:

Молодые люди тянутся друг к другу, но молодость и застенчивость то и дело приводят к каким-то коми­ческим эффектам: то молодой человек теряется и не знает, что делать, в то время как девушка нетерпеливо ждет его при­знания, то обнимает ее как-то неуклюже и неловко. Эта нелов­кость, эта наивность комичны и одновременно трогательны. Смешны и сами характеры, особенно мужской — неуверенность молодого человека в себе, его сомнения и, в конце концов, ра­дость, когда он, словно потеряв голову от счастья, поочередно вскидывает вверх свои длинные ноги.
вот эдак ))
вот эдак ))

«ВЕНСКИЙ ВАЛЬС»

Исп. Нинель Кургапкина и Борис Брегвадзе. На них же номер и поставлен в 1954 г.

На улице Вены зазвучал вальс Штрауса… нет, не Иоганна, а Рихарда, из оперы «Кавалер роз». Он (с тросточкой) ищет приключений. Она (с веером) – тоже. А кто ищет, тот найдет ))

Кургапкина и Брегвадзе
Кургапкина и Брегвадзе

И на венской улице случился флирт-экспромт в темпах этого замечательного вальса. Чуть ироничен, но беззлобно – номер юмористический. Чуть пародиен, объект пародии – концертные номера-вальсы тех времен, однотипно-легкомысленные, так сказать.

Но каков вальс Якобсона! Весь в деталях, и актерских, и виртуозных. В кульминации номера – каскад высоких воздушных поддержек с (так сказать) подкрутками. Сложных! Очень! В этом легко убедиться, посмотрев этот номер в каком-нибудь современном исполнении. Поддержки упрощаются, становясь очень приблизительными, но даже в упрощенном виде исполняются так себе по сравнению с Кургапкиной и Брегвазде. Это что же, братцы – в фигурном катании в долгой эволюции поддержки (в танцах) усложнились (хоть пик уже и пройден), а в балете наоборот? Эхх…

Этот номер в 50-е гг. мало кто танцевал. Но в том числе Наталия Дудинская и Константин Сергеев (в спектакле). Записи нет, но они могли! У них со сложными поддержками был полный порядок.

Эх, неужели уже последний номер... Итак

«ПОЛЕТНЫЙ ВАЛЬС» на музыку Д. Шостаковича

(в первом видео статьи с 53,5 минуты).

В 1960 г., когда спектакль «Хореографические миниатюры» в театре уже шел и снимался фильм-балет, Якобсон поставил «Полетный вальс». Его первыми исполнителями были Алла Сизова и Рудольф Нуреев. В следующем году он совершит «прыжок к свободе». Но из книжки о Якобсоне (1968) как первый исполнитель вычеркнут не будет.

В киноверсии вальс исполнили те же Нинель Кургапкина и Борис Брегвадзе. Это финальный номер фильма. А в театральный спектакль он не входил.

Звучит четверостишие:

Дворы, мосты, гранитные ограды,

Могучее теченье невских вод…

Полетный вальс звучит над Ленинградом,

Нас окрыляет и зовет в полет…

(Вот и позвал первого исполнителя в полет).

Декорации расставлены... да что их расставлять, они естественны, это Ленинград. Звучит фортепианный вальс известного ленинградца. К девушке присоединяется молодой человек. Они современники зрителей – на нем рубашка и брюки (белые), на ней светлое легкое платье. Внешне вспоминается вальс Мошковского, поставленный Вайноненом, и Петр Гусев, одетый точно так же.

Их полеты и не стоит описывать, лучше посмотрите. Очень красиво и интересно! Дух Ленинграда! На улице северная поздняя весна. Оператор даже отвлекается от своей камеры на созерцание крон деревьев, обдуваемых ветерком. Опомнясь, возвращается к нашей паре, но потом опять не удержится. Что ж, петербургская весна опьяняет всех...

Кстати, о полетах – с Днем космонавтики! Номер 1960 года словно бы предвещал полет 1961-го... шучу! ))

Послесловие

После полета над Ленинградом автор должен спуститься на землю прозы и добавить, что в спектакль «Хореографические миниатюры» (не фильм) входили еще 4 номера: «Последняя песнь» и «Альборада» на муз. М. Равеля, «Прометей» на муз. В. Цитовича, «Мечта» на муз. Ф. Листа. От них остались только воспоминания и мечта увидеть… несбыточная, но МЕЧТА…

Ирина Колпакова и Владилен Семенов в миниатюре "Мечта"
Ирина Колпакова и Владилен Семенов в миниатюре "Мечта"

И вот теперь автор должен по окончании периода написания «миниатюрного» мини-сериала расстаться с Леонидом Вениаминовичем Якобсоном после двух месяцев «общения» через хореографию...

Но стоит ли расставаться с ним насовсем? Есть ведь еще о чем поговорить.

Спасибо прочитавшим это, и в шесть раз большая благодарность тем, кто прочел все 6 серий (вдруг их больше одного?). До новых встреч!