Найти в Дзене
Фотографы и эпохи

Художник фотокниг Анатолий Семёнов

К персональной выставке Анатолия Семёнова в выставочном зале Московского союза художников в Старосадском переулке, д.5, с 18 по 23 апреля 2021 года. Обращение к фотографам

Анатолий Семёнов. Памяти отца, Алексея Яковлевича Семёнова, 1913-1945. 2020 (с) А. Семёнов
Анатолий Семёнов. Памяти отца, Алексея Яковлевича Семёнова, 1913-1945. 2020 (с) А. Семёнов

Анатолий Алексеевич – именитый книжный график и дизайнер книги, около двадцати лет он был заведующим кафедрой художественно-технического оформления печатной продукции в Московском полиграфическом институте, и это у него учились те современные книжные дизайнеры, к которым фотографы робко стоят в очереди, чтобы им сделали наконец-то приличную книжку…

Но для фотографов сходить на выставку Анатолия Семёнова видится мне три причины.

-2

Во-первых, Анатолий Алексеевич – тот самый, кто сделал первую книжку о первом русском фотографе-художнике Андрее Осиповиче Карелине, было это тридцать лет назад, но идея Семёнова соединить публикацию фотографий XIX века с элементами декора фотографических паспарту и изданий того столетия, до сих пор одна из самых распространенных. Идея проявить в дизайне книги эпоху, о которой идет речь в текстах и изображениях, была у Семёнова еще раньше: делая со знаменитым историком кино Наумом Клейманом в 1960-е публикации текстов Эйзенштейна и других авторов советского киноавангарда, Семёнов в тех книгах как раз прибегал к формальному монтажу и острым углам диагональных обрезов иллюстраций и «осколочной» верстки текстов, как это бывало в 1920-е. Так что Семёнов – легенда именно фотокниги в нашей стране и посмотреть на его творчество – значит углубить свои знания о любимом предмете, фотографии.

-3

Во-вторых, на выставке в Старосадском переулке зрители увидят фотоколлажи самого Анатолия Алексеевича. Как и его кумир Алексей Кручёных, Семёнов ни один обрывочек отработанного материала не выпускал из рук. Пришли законтрасченные (от глагола "контрастить" – word таких слов не знает) репродукции военных фотографий – и они не в корзину, а в дело, и наоборот, из них получается гипер-драматическое произведение… Так что многовариантность работы с фотографией – тот урок, за которым можно сходить на выставку Семёнова.

-4

И, в-третьих, Анатолий Алексеевич – культурный художник. Он оперирует историей искусства как одним из инструментов, который (в голове) отрезает лишнее, поворачивает в нужном ракурсе… это великое искусство композиции, которое дано не всем, но его можно еще и воспитывать. И свой дар Семёнов соединил с ежедневным воспитанием в себе художника-композитора. У Семёнова девиз всю жизнь, и сейчас тоже: ни дня без «черточки» - а для фотографов перефразируя: ни дня без кадра.

Выставка посвящена памяти отца Анатолия Алексеевича, лейтенанта Красной армии Алексея Яковлевича Семёнова погибшего весной 1945-го. В апреле-мае принято вспоминать Великую Отечественную. Сходите на выставку, где все работы – и рисунки деревенских вдов, запомнившихся с детства, и «ватники» на газетах, и военные коллажи – все не на показ, а потому, что художник не может не рисовать. Сердцем. Каждый день.

Анатолий Семёнов. Преамбула. 2020 (с) А. Семёнов
Анатолий Семёнов. Преамбула. 2020 (с) А. Семёнов

На холсте, написанном в 2020-м, «Преамбула. 2020», Анатолий Алексеевич изобразил себя, нынешним старцем, в галстуке и со звездочкой, как в детстве. Взгляд его, как и семьдесят лет назад, открыт широко. По центру работы – капитель колонны, то ли резной старинной рамы зеркала, то ли двери перехода, за которой – портрет отца, Алексея Яковлевича, молодого, как в 1945-м. Сын нынче в три раза его старше.

-6

PS И в отдельном зале – открытие Анатолия Алексеевича Семёнова – эксперименты с печатью в технике перхлор – когда полиграфическое изображение под воздействием химии снова переносится на бумагу… У него – композиции в духе поп-арта. Даже не верится, что сделаны они в 1970-х. А для вас – еще одна техника печати, вдруг пригодится.

-7
-8