Найти тему
Анна об искусстве

Пасха в русской живописи

Самые яркие картины и и смысл праздника. Посмотрим и на древнюю живопись, и на классические работы, и на картины современных художников. Не забывайте листать галерею!

Дорогие друзья, поздравляю всех, кто празднует, со Светлой Пасхой, Воскресением Христовым! Сегодня я решила собрать самые важные работы в истории русской живописи, чтобы проиллюстрировать праздник и немного рассказать о нем.

Стоит помнить, что именно означает Пасха для христиан: Христос воскрес и этим спас человечество, показал нам путь ко спасению. Это торжество свободы, радость освобождения. И эта радость куплена дорогой ценой, ведь прежде Христос был несправедливо осужден, предан всеми и распят на кресте, как разбойник.

Главной иллюстрацией праздника является икона Воскресения Христова, которую можно увидеть в церкви на Пасху.

Не сразу понятно, что на ней изображено. А она рассказывает о том, что случилось после смерти Христа: Он сошел во ад, где находились души всех умерших людей от Адама и вывел их в рай. Перед Христом на коленях стоят Адам и Ева и протягивают руки, надеясь на избавление.

Мы видим под ногами Христа разрушенные врата ада. В храме поют: "Сошел в глубочайшие места земли ... и воздвиг с Собою Адама, воскреснув из гроба".

Так изображали воскресение долгие века на Руси, и называлась эта икона "Сошествие во ад". Но потом на русскую почву стали проникать западные влияния. И это отразилось в живописи. Стали изображать Христа, выходящим из пещеры, где он был похоронен.

Раньше сам момент воскресения не изображали, т.к. никто не видел, как это произошло, только римские стражники слышали грохот и видели свет.

Прекрасны работы Михаила Нестерова для монументальных росписей и мозаик. Несмотря на то, что это реалистическая живопись, образы одухотворены и иконописны.

Кстати, вы знаете, почему именно яйцо стало символом Пасхи? Эта история связана с именем ученицы Христа Марии Магдалины. Она была первой, кто увидел Христа после воскресения. Мария встретила Его недалеко от пещеры, в которой Он был похоронен. Узнав учителя, она кинулась к нему, не помня себя от радости, но Иисус сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему"...

Эту сцену изобразил Александр Иванов в своей знаменитой работе, хранящейся в Русском музее.

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 г.
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 г.

В будущем Мария Магдалина пошла по миру с проповедью, рассказывая людям об учении Христа и его воскресении. Она пришла даже к императору Тиберию. Император слушал с интересом, но стоило Марии дойти до вести о Воскресении, его лицо исказилось. Указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка, он язвительно сказал:

– Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!

Мария молча протянула Тиберию свой скромный дар:

– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!

Император взял яйцо из рук Марии, и его лицо застыло в удивлении. В его руках лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Весь тронный зал наполнился изумленными возгласами "Чудо! Чудо!". Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:

– Воистину Он воскрес!

Эту сцену изобразил Василий Верещагин во фреске для Храма Христа Спасителя в Москве.

Василий Верещагин. Мария Магдалина перед Тиберием. Фреска Храма Христа Спасителя в Москве.
Василий Верещагин. Мария Магдалина перед Тиберием. Фреска Храма Христа Спасителя в Москве.

Но не все художники брались за иллюстрацию евангельской истории. Большинство запечатлели в своих работах жизнь народа в эти пасхальные дни: подготовку к празднику, молитву на пасхальной службе, торжество праздничной недели после Пасхи.

Так, например Иван Горюшкин-Скоропудов и Сергей Милорадович показывают в своих работах трогательный момент: роспись яиц. Дети старательно раскрашивают яйца и выводят на них кисточкой пасхальное приветствие: ХВ (Христос Воскресе!). И в старину, и в начале 20 века, и сейчас жива эта традиция.

После подготовки к празднику и приготовления праздничных блюд - яиц, куличей и пасок - их несут в храм на освящение. Прекрасно это проиллюстрировал советский живописец Аркадий Пластов.

Аркадий Пластов. Куличи. 1953 г.
Аркадий Пластов. Куличи. 1953 г.

Всю субботу накануне Пасхи в храмах освящают куличи. А ближе к полуночи верующие собираются в храмы, которые в эту ночь полны. После крестного хода начинается Пасхальное богослужение. Храмы наполняются радостными возгласами "Христос Воскресе!"

Не случайно на Пасху готовят столько угощений, ведь ей предшествует почти 50-дневный пост. И возможность, наконец, есть непостную пищу в праздник - дополнительная радость. Конечно, сейчас пост соблюдают не все, но это не мешает радоваться празднику и разделять его с близкими. Столы на Пасху изобилуют угощениями.

Еще одна традиция на Пасху - христосование. Это поздравления друг друга праздничным "Христос Воскресе!", ответ "Воистину Воскресе!" и тройное целование друг друга. Забавно обыграл этот обряд в своей картине Борис Кустодиев, показав, что он для некоторых становится поводом ближе пообщаться с приятными особами. Вообще-то, по традиции, целуют женщины женщин, а мужчины - мужчин, чтобы никого не смущать.

Борис Кустодиев. Пасхальный обряд. 1916 г.
Борис Кустодиев. Пасхальный обряд. 1916 г.

Пасху празднуют не один день, а всю неделю, которую называют Светлой седмицей. В храмах на этой неделе идут Крестные ходы и праздничные службы.

Илларион Прянишников. Крестный ход. 1893 г.
Илларион Прянишников. Крестный ход. 1893 г.

А в городе устраивают народные гуляния, развлечения, концерты и ярмарки. Например, это изображено на акварели Гаврилы Скородумова, созданной еще в 1790 г.

Гаврила Скородумов. Гулянье на пасхальной неделе в Санкт-Петербурге. 1790 г.
Гаврила Скородумов. Гулянье на пасхальной неделе в Санкт-Петербурге. 1790 г.

Но не все празднуют Пасху с близкими, среди многоголосой и шумной толпы. Павел Рыженко изобразил нам праздник одинокого монаха-отшельника, живущего на Афоне. Вроде бы он один, но это не мешает ему радоваться. Он наедине с Богом, ради которого и ушел из мира и посвятил свою жизнь молитве. Мне кажется, очень атмосферная и праздничная работа.

Павел Рыженко. Пасха. 1970 г.
Павел Рыженко. Пасха. 1970 г.

На этой ноте завершу подборку, ведь я могу рассказывать бесконечно! Рассказала вам историю и традиции и то, как это отражалось в живописи.

Спасибо, что дочитали статью! Надеюсь, что вы узнали что-то новое. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации!

Поздравляю еще раз с праздником! Христос Воскрес!