Автор
О том, как проводить груповое занятие, рассказывает Марк Евгеньевич Бурно, доктор медицинских наук, профессор, автор и основатель отечественного психотерапевтического метода — школы «Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно».
Групповое лечебное занятие для серьёзно хронически страдающих депрессивных (в широком понимании) дефензивных пациентов может быть единственным, по обстоятельствам жизни, но побуждающим человека к самостоятельным попыткам оживлять своё «Я», в духе этого прожитого занятия, — для того, чтобы душевно просветлеть в депрессии.
В группе 8–12 человек. Занятие продолжается 1,5–2 часа. Пациенты диагностически могут быть разными, но без психотики, по выраженности расстройств группам лучше быть более или менее однородными. Диагнозы: шубообразная шизофрения, биполярное аффективное расстройство, атипичная депрессия, шизотипическое расстройство, дистимия, расстройства зрелой личности. Основное страдание — тревожная или апатическая депрессивность. Многие пациенты, возможно, одновременно с разнообразной психотерапией получают квалифицированную психофармакологическую помощь, но полагают, что она лишь притупляет, «размывает» страдание. Не даёт им содержательного душевного просветления — с интересом к жизни и смыслом своего существования.
На этом единственном или всё же, быть может, первом занятии, за которым последуют другие, ещё не стоит пациентам проникаться более или менее подробными знаниями о характерах. Довольно почувствовать просветляющую душу зависимость своего состояния от созвучия с родственным характером художника на его картине. И, значит, больше почувствовать от этого себя — собою, ещё более просветлеть с желанием смотреть и другие картины художника, что-то о нём узнать.
За многие годы сложились простые, но надёжные приёмы этой работы. Предлагаю сравнить на экране (сдвигая времена, страны) хорошо известные картины разных художников.
В. Серов «Девочка с персиками», 1887 г.
А. Модильяни «Девочка в чёрном переднике», 1918 г.
Вот картина реалистического сангвинического (синтонного) художника и картина художника идеалистического (аутистического) склада. «Девочка с персиками» (1887) Серова и «Девочка в чёрном переднике» (1918) Модильяни. Прошу пациентов объяснить, как видится им душевная разница этих живописных изображений, как сказывается в картинах характер каждого художника. И сам тоже поясняю. Серов, в сущности, изображает в девочке свой сангвинический образ постижения мира, свой характер — свою живую выразительную синтонность, т.е. своё подробное душевное созвучие со всем естественным (натуральным) в девочке, в персиках. Синтонность происходит из того, что художник природой своего характера ощущает душевное, духовное исходящим, излучающимся из природы (натуры), из живого тела-плоти. Поэтому тело девочки так полнокровно-жизненно изображено, оно дышит неповторимым нежным духом. Дух здесь неразлучен с телом, невозможно представить его без дышащего им тела. Серов, как принято говорить, глубокий, проникновенный реалист, одухотворённый материалист в живописи.
Если сангвиник верующий, то его Бог (или боги) тоже телесный, полнокровно-материальный, как Бог на знаменитых иллюстрациях Густава Доре к Библии, как языческие боги древних греков, как Христос художника Поленова, в отличие от рублёвского Христа. Мы ещё вернёмся к Рублёву.
А вот девочка в чёрном переднике на картине художника Модильяни. Заметно, что она не такая счастливая, как девочка с персиками. Но главное для нас другое: она изображена, пожалуй, без серовской и какой-либо другой естественности. Мы не чувствуем её тела, дышащего душевным движением, переживанием. Её тело не есть живая плоть, земное полнокровие. А что же оно есть? Оно же по-своему прекрасно, одухотворено. Но одухотворено красотой духа, не источаемого телом. Это красота изначального духа. Модильяни таков идеалистической, аутистической природой своей, что для него подлинная действительность (реальность) есть не природа, материя, а сам дух. И вот, рисуя с натуры живую, земную девочку, художник живописует её изначальный неповторимый дух, обнаруживая собственное идеалистическое (аутистическое) природное мироощущение. Аутистическое (самособойно-изначальное) — значит чувствующее мир и себя не природным источником духа, не естественно (натурально), по-земному полнокровно. А как чувствует такой человек себя, природу? Как приёмник Духа, как изначальный Дух в своей временной природной оболочке. Дух для него постигается, изображается не земными реалистическими подробностями, красками, а символами, символическими образами. Аутистический (самособойно-изначальный) Дух.
Христос на иконах Рублёва не земной человек с телом-плотью, как у Поленова, Крамского, а изначально-духовный Богочеловек. «Троица» Рублёва — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Думается мне, Святой Дух есть свободный изначальный Дух Любви, соединяющий Отца и Сына. Изначальный Дух в фильмах Андрея Тарковского таится в живых травах, сердится их колыханием, напряжённостью.
Всё это, конечно же, не говорит о том, что идеалист прав, а материалист заблуждается. Или наоборот. Думаю, нам этого не дано знать.
Классическая естественно-научная психотерапия лишь опирается на то, что люди по природе своей, не по своей воле, вот так по-разному (и ещё много более сложнее «по-разному») устроены и каждый по-своему необходим для своего земного дела (сангвинического, аутистического, другого). Только хорошо бы дело это было во имя Добра.
Для того чтобы с помощью музыки подчеркнуть одухотворённо-материалистическое и одухотворённо-идеалистическое мироощущения Серова и Модильяни, спросим пациентов, что ближе, созвучнее картинам каждого из художников (на экране) — прелюдии аутистического Баха или солнечная синтонность Моцарта. (Звучит попеременно музыка.) Обычно пациенты и без наших пояснений сразу говорят, что синтонный Моцарт, несомненно, соединяется с Серовым, а аутистический Бах с Модильяни.
То, чем мы сейчас занимаемся, уточняем это в группе, — не есть искусствознание. Это клиническая терапия духовной культурой, творчеством. Надеюсь, почувствуете, что это помогает всё же по-другому, нежели альбомы, музеи, искусствоведческие книги.
Далее отмечу для посвящённых, читавших перед занятием о характерах, что к материалистическому мироощущению (в том числе, со своей, не строго аутистической, верой в Бога) предрасположены и люди с другими (не сангвиническими) характерами. Из художников, к примеру, тревожно-сомневающийся Моне («Мадам Моне за вышивкой» (1875), напряжённо-авторитарный Суриков («Боярыня Морозова» (1887)).
В заключение посмотрим картину художника со смешанным (мозаичным) характером и, соответственно, смешанным (материалистически-идеалистическим) мироощущением. Это, например, картина Врубеля «Демон (сидящий)» (1890).
М. Врубель «Демон сидящий», 1890 г.
В чём состоит природная характерологическая мироощущенческая особенность картины? Кому это душевно, духовно созвучно? Слушаем пациентов и поясняем сами. Символической аутистической в истинном изначально-духовном понимании (Аверинцев С.С., 1980) эту картину Врубеля не назовёшь. От неё веет напряжённой материей. Изначальная природность-телесность Демона хорошо чувствуется, но, если приглядеться, она заметно застывшая, окаменевшая Это не живая плоть, дышащая духом. Телесность эта даже несколько мертвоватая и философически, трагически напряжённая в своей застывшести. Это «эмблема» (Добролюбова Е.А., 2003), как бы соединяющая несоединимое: гиперматериалистичность с символоподобной трагически-идеалистической сказочностью. Эмблема, помогающая почувствовать особую сложность мира, вселенские страдания, увидеть мир с противоположных сторон, отовсюду. Это глубинное земное-неземное вселенское искусство мы чувствуем в картинах Рембрандта, в музыке Бетховена.
Конечно, поначалу для некоторых пациентов во всём этом немало непонятного. Но со временем, особенно если занятия будут продолжаться, — многое сделается яснее. И станет всё ощутимее лечить. Таким образом, главная цель настоящего занятия — дать пациентам возможность обнаружить своё особенное душевное созвучие с каким-то художником, его мироощущением, дабы от этого, возможно, более почувствовать себя собою, посветлеть в этом переживании самособойности, ощутить смысл своих, свойственных тебе настоящих и будущих дел. Занятие может впоследствии внятно вспоминаться и побуждать подобным образом подробнее искать себя в своём туманном тревожно-депрессивном, депрессивно-апатическом страдании, смягчая душевную напряжённость, тягостное безразличие, оживляя себя в этом поиске в недрах духовной культуры. Важно донести до пациентов, что главное здесь именно поиск. Если пациент говорит, рассматривая символическую или гиперреалистическую живопись, что это и есть самое реалистическое, земное, полнокровное, — то я соглашаюсь с ним. Да, это, видимо, так, потому что вы так по-своему это видите, а главное — искать душой своё, видеть по-своему. В этом суть подлинного творчества, в том числе, лечебного творчества. А истинный Символ, к примеру, вообще бездонно многозначен, как и Дух, который он нам являет.
Размышления о характерах, о мироощущениях способствуют поиску, обогащают и углубляют его.
Занятия с психотерапевтом (индивидуальные и групповые) в нашей терапии творческим самовыражением (ТТСБ) с чтением пособий по методу [1; 2] дают возможность со временем не только вырываться, выплывать на сравнительно недолгое время из депрессии. Занятия в течение нескольких лет нередко дают возможность обретать свою вдохновенно-творческую жизненную дорогу сквозь смягчённое душевным посветлением хроническое страдание. Дают возможность обретать к тому же способность ладить с людьми сообразно их характерам, многограннее понимая сильное и слабое, доброе и дурное в человеке.
Ещё один совет. Благополучные, душевно здоровые люди и лёгкие невротики обычно способны довольствоваться современной им художественной культурой, постепенно, в немалой мере, уходящей вместе со своим поколением. Но хронические тревожно-депрессивные, депрессивно-апатические пациенты гораздо чаще душевно-лечебно живут в уже устоявшейся классической духовной культуре всех времён — от Платона, Дюрера, Босха, Брейгеля, Шекспира до Андрея Платонова и Валентина Распутина. Лишь напряжённая глубокими переживаниями классика (мыслительная и простонародная) отвечает глубоким страданиям, смягчает их, даже без специальной психотерапии.
Настоящее занятие — первый шаг к обретению своего лечебно-творческого содержательного интереса к миру, содержательного смысла своей сознательной жизни. Впереди постижение особенностей своей душевной природы, дабы легче было почувствовать и осознать-прочувствовать своё творческое, подсказанное Природой дело, которое станешь делать (за плату или даже без платы) с хотя бы небольшим волшебным светом в душе, с посильной общественной пользой. И в этом, кстати, вообще смысл единственной земной нашей жизни.
Многие довольно тяжёлые хронически депрессивные пациенты признавались в том, что не представляют, как мучились бы в жизни, если бы не впитали в себя так содержательно этот метод в течение ряда лет. Как были бы растеряны и унижены в жизни среди непонятных им без метода людей и собственных непонятных переживаний. Конечно, это только пример первого шага в данном методе. Коллеги, которым метод созвучен, предложат ещё немало первых шагов.
Литература
- Бурно М.Е. О характерах людей (Психотерапевтическая книга). — Изд. 7-е, испр. и доп. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2019. — 592 с. ил.
- Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. — М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. — 880 с., ил.
Бурно Марк Евгеньевич
доктор медицинских наук, профессор. Почётный председатель Комитета модальностей Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Автор и основатель отечественного психотерапевтического метода-школы «Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно».
Москва
Материалы по теме
К истории самобытной отечественной психотерапии
14.03.2021
Искусство-терапия: проблемы науки и практики
09.01.2021
Терапия духовной культурой и национальные характеры
07.01.2021
Клиническая классическая психотерапия: сущность и методы
04.11.2020
Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
04.06.2020
О преодолении последствий травматического опыта детей
14.04.2020
Что делать? Руководство для родителей в период карантина
03.04.2020
Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
13.02.2020
Инга Калмыкова о психотерапевтическом театре
31.01.2020
«Искусство любви»: интервью психолога Кита Лоринга
23.01.2020
«Для настоящей близости нужна взаимная уязвимость»
18.11.2019