Творчество, по определению, дело субъективное – кому-то понравится, кому-то покажется невзрачным и недостойным вниманием. Но встретить произведение искусства, которое одновременно и притягивало, и отталкивало – явление не самое частое.
Творения сегодняшнего героя, которые вполне можно отнести к этой редкой категории, могут оставить у вас не самое однозначное впечатление, однако внимания все-таки заслуживают. Ну что же, встречайте, Лукаш Стоклоса и его творчество.
Из интересных особенностей хочется отметить определенный стиль художника, выражаемый в преобладании темных красок и мрачных оттенков. Картинам Лукаша несвойственны яркие цвета, поскольку автор пропитывает свои полотна атмосферой пессимизма и меланхолии. Не ошибусь, если назову данный прием неотъемлемой частью его творчества.
Своим неординарным и отличительным стилем художник овладел в Краковской академии изящных искусств, в мастерской профессора Джека Уолтса. Уже в выпускной работе Стоклоса «Смерть и похоть» прослеживаются зачатки его уникального мастерства, а в дальнейшем автор лишь совершенствует свои умения.
Работы Лукаша выполнены в стиле нуар. Данный стиль можно назвать дитем американского кинематографа середины XX века (1940-1950гг.). В картинах того времени ярко выражался пессимизм и разочарование. Еще одной особенностью был криминальный сюжет, где герой мог совмещать в себе положительные и отрицательные черты.
Своеобразной уникальностью также являлись женские персонажи, которые представали перед зрителем в лживом исполнении. Это персонажи, которым нельзя было доверять, однако они играли немалую роль в сюжетной линии киноленты. В частности, для мотивации главного героя.
В живописи к этому стилю можно отнести картину, если она нарисована в мрачных красках с минимализмом в освещении. Также возможны контрастные контуры. В изображениях присутствуют доля драматизма, холод и безжалостность.
Творчество польского художника богато картинами, выполненные в стиле нуар. Также в его творческой коллекции множество полотен, на которых изображены женщины, отражающие пессимистическое настроение, драматизм и разочарование.
Если вы задались вопросом, что же так повлияло на художника, что же воспитало в нем столь мрачный образ идеальной картины, то я раскрою вам эту тайну. Вдохновлялся Стоклоса особенностями поп-культуры. В особенности, популярными фильмами и сериалами.
Также нельзя не сказать о 1990-х годов, а точнее об атмосфере того времени, вписавшую свою лепту в формировании творческого сознания польского мастера. Дело в том, что тогда в мировом искусстве получили широкую известность художники-концептуалисты под названием «Молодые британские художники» (Britart). Отличительной особенностью данной группы авторов прозвали тактику шока. Проще говоря, создание необычных и даже пугающих произведений. Их смелость и мастерство в создании нечто нового позволило последующим поколениям художников почувствовать себя более свободными и раскрепощенными в искусстве. Одним из наиболее известных художников течения Britart можно назвать Дэмиена Херста.
Первая персональная выставка художника состоялась в 2011 году в Здержаке и носила название «Зимняя сказка». Две последующие выставки «№392» и «Композиция картин» (в 2012 и 2013 годах соответственно) удостоились премии «Марка» в категории «Лучшие художественные мероприятия в Кракове». Согласитесь, неплохая заявка на успешную карьеру творческого мастера.
Автор: Павел Шишкин